Sunday, March 20, 2016

Притча об Иове и идея (не)Вовлечения

"Но термин «вовлечение» не просто оказался полезным в работе. Он заставил Татарского задуматься над тем, кого и куда он вовлекает и, что самое главное, кто и куда вовлекает его."
Виктор Пелевин "Generation «П»

Давнишние хорошие дзмакацы, называемые в нашем условном мире Бог и Сатана, заключают пари, разворачивая игровой проект под кодовым названием "Иов" с целью определить, насколько испытуемый вовлечен в иллюзию 3-го измерения, а так же в иллюзию своей собственной силы. Какими мерками мерять? Эмоции подопытного - такие как драматические сцены со слезами, бранью и проклятиями в адрес самого себя, дня своего рождения и породившего его лона - показывают глубину вовлечения по шкале от 1 до 99. Сила страдания с последующем хулением и отречением от Бога тянет на все 100.


Благополучный некогда Иов явно не был готов к таким насильственным испытаниям. Своей волей от благ земных он не отрекается, но вследствие брутального вмешательства Высших Сил, теряет все: хозяйство, дом, детей, здоровье. Его горе приближается к критической отметке, что свидетельствует о том, что испытуемый не осознает, что живет в иллюзии. Или почти не осознает. Иов говорит: "Бог дал, Бог взял." В этих словах Иова присутствует отстранение, словно у Иова еще есть 1% понимания того, что земные блага - непрочны, иллюзорны, что жизнь - это игра, что параметры, сюжет и развитие задает сам Бог, и что от нас мало что зависит за исключением наших реакций. От нас зависит принимать игру или не принимать, бороться с обстоятельствами или сохранять суверенитет, особо не вовлекаясь. Иов вовлекается в игру, страдание переполняет его сердце, но он так и не отрекается от Бога, сохраняя небольшую - пусть даже 1%-ную - степень абстрагирования от своего страдания. Как не велика привязанность к земным благам и счастью - страх, смирение и вера в Бога все же перевешивают.


Бог остается доволен испытанием и возвращает Иову все отнятое, вдвое больше. Финал, фанфары, занавес. Авторитет Бога не пострадал.

Другой пример отречения - Авраам, готовый принести в жертву Богу своего сына. Руку с занесенным ножом останавливает Ангел, но не прежде чем Бог убедился в Авраамовой преданности и невовлеченности в иллюзию семьи и отцовства: и то и другое дается или забирается только по милости Бога. Земные блага преходящи. И хорошо, что Авраам это понимает.

Сильный аргумент в пользу невовлечения в земное благополучие - это причудливость и непредсказуемость Божественной Воли. Бог может делать со своими рабами все, что пожелает: захочет в дулю скрутит, захочет - даст богатств, захочет - отнимет, захочет - наградит здоровьем, не захочет - нашлет чуму, проказу, саранчу, ураган или засуху. Ну как при таком раскладе во что-то можно вовлечься? Дадено - спасибо, отнято - терпи, молись, твоего ничего нет, все - от Бога.

В главах 38-40 Бог перечисляет свои силы и предлагает Иову сравнить свое могущество с могуществом Бога: "4 Такая ли у тебя мышца, как у Бога? И можешь ли возгреметь голосом, как Он? 5 Укрась же себя величием и славою, облекись в блеск и великолепие; 6 излей ярость гнева твоего, посмотри на все гордое и смири его; 7 взгляни на всех высокомерных и унизь их, и сокруши нечестивых на местах их; 8 зарой всех их в землю и лица их покрой тьмою." Иов смиренно признает свое бессилие: Ты все можешь, намерение Твое не может быть остановлено. 

Согласно этим главам, человек имеет ограниченную свободу: или признать величие Бога и смириться со своей немощью, преклоняясь и восхваляя Бога, или бороться против Божественной воли с перспективой быть посрамленным как все гордое, высокомерное и нечестивое, которое Бог сокрушает, зарывает в землю и покрывает тьмой. 

По сути, в вышеприведенных притчах утверждается, что земные блага - то, чего следует желать и чем следует наслаждаться, но их прочность зависит от воли Бога. Бог - главный режиссер. Иов, как и Авраам, зацеплен за блага, но в тоже время понимает, что все находится в руках Бога. Поэтому вовлекайся-невовлекайся, но меру знай. Бога нельзя ослушаться и поругать нельзя, это - точка невозврата, тот последний рубеж, перед которым стóит остановиться.

В буддизме дела обстоят круче. В буддизме идея (не)вовлечения развернута еще в большей мере, и даже является центральной.

Если - пользуясь терминологий Пелевина - иудаизм и христианство рекламируют некую реальность, вовлекая в эту идею паству, и более того: ни иудаизм ни христианство без этой идеи не действительны, то буддизм именно призывает пройти один шаг дальше, перешагнуть последний рубеж и разрушить эту реальность, разгадав ее полную иллюзорность.

По буддийской трактовке идеи не-вовлечения в иллюзию, игрок самостоятельно и сознательно должен отречься от всех ценностей: хозяйства, семьи, комфорта, денег, гаджетов, убеждений и прочих атрибутов 3D, и пойти еще дальше: отречься от самого Бога, от Будды. Т.е. от того, кто указывал путь вплоть до сего момента. "Убей Будду" значит "пройди по пути отречения и невовлечения до конца." Потому что идея Бога - главный, контрольный атрибут иллюзии.

Наш земной путь начинается с нагромождения вовлечений. Нас вовлекают родители, объясняя что такое хорошо и что такое плохо, потом садик, школа, учителя, мультики, фильмы, реклама, новости, ток шоу, общество в целом и по одному - друзья, коллеги, недруги, потом по инерции мы сами выбираем себе учителей, верим, идем за ними, создаем идеализации.

Создание идеализаций - один из главных признаков вовлечения. Чем сильнее мы держимся за идеализации, тем глубже вовлечение в игру-иллюзию.

Сила эмоций - тоже хороший показатель. Чем глубже горе утраты - тем сильнее привязка. Проклятие в чей-то адрес или проклятие по поводу своей неудачной жизни - свидетельство очень цепкого вовлечения в рекламируемую реальность.

Закон притяжения - еще один показатель вовлеченности: прозябая в иллюзии, мы страстно желаем побольше иллюзорной материи.

Зацепка за учителя или за Бога - последняя ступень в вовлечении. Если игрок, не насильственно лишившись как Иов, но осознанно отрекшись от всех благ иллюзорного мира, способен так же отречься и от Бога, значит он - полностью свободен от иллюзий. Бога  больше нет. И самого отрекающегося тоже нет. Ничего нет, ни проигравших, ни победителей, ни субъекта, ни объекта. Конец игры.

Итак, иудаизм допускает небольшой процент абстрагирования. Главный герой держится цепко за земные блага, отпускать не хочет, уж по собственному желанию точно не отпустит. Но в момент испытания, под натиском Высшей Воли, все же ослабляет хватку и постулирует свои приоритеты: даже если все рубежи сданы, рубеж богохуления и ослушания не должен быть перейден. Бог - это абсолютная реальность, высшая, непосягаемая и непререкаемая. Буддизм же утверждает 100% иллюзорность, за которой вообще ничего нет: ни Бога, ни самого себя (анатман), никаких других игр и иллюзий. Кроме, конечно, Нирваны. И потом еще Паранирваны. Ну и потом еще миллионов и миллиардов тронов с различными Просветленными и Божествами восседающими во всем сиянии, но это уже почти домыслы. А так, если серьезно, то вообще ничего, пустота! 

И последний вопрос: а что случилось бы, если б Иов похулил Бога? Как советовала жена Иова: похули и умри. Что тогда? Сатана забрал бы в Ад? Если бы Бог проиграл пари, в чем бы выразился Его проигрыш? От Бога же не убудет, наказаний для Него нет: не щелбаны же Абсолюту отвешивать!

Так что вопрос тотального отречения - от земных привязок и от Бога - в иудейской традиции остается нераскрытым: ну изгонят из рая, ну посадят во чрево кита, ну зароют и покроют лицо тьмою - только страшно это тем, кто привязан к материальному дуальному и иллюзорному!  а другие варианты - увы - не рассматриваются. Можно предположить, что такой хулитель и ослушник последует вслед за Сатаной, но в книге Иовы Бог и Сатана за панибрата, один к другому в гости пришел, за одним столом сидят, споры спорят, ставки ставят. Выбора у отрицающего нет, не знает иудаизм что с такими делать. Разве что в ад на вечный мрак и посрамление за гордыню, но разве стремление к просветлению - гордыня? Разве избавление от иллюзии - грех?

Дэвид Айк как всегда предлагает грациозное решение:

"мы не являемся нашими мыслями, мы — тишина в промежутке между ними, и именно с этого уровня сознания мы можем избавиться от программы. Вы, наблюдая за своими мыслями и эмоциями, этим болтуном внутри своей головы, который, похоже, трещит без умолку, можете познать истину обо всем этом. Тишина и есть наше сознание; болтун же — наша программа. Сознание молчит, потому что ему не о чем говорить. Оно не размышляет, оно знает, а зная, не нуждается в непрекращающемся словесном потоке с целью разобраться в вещах. И оно не занято ни постоянными беспокойствами о «будущем», ни сожалениями о «прошлом», основном источнике ментальных и эмоциональных рассуждений. Сознание, в резком контрасте с разумом и эмоциями, по-настоящему расслаблено.

Забавно наблюдать, как реагируют наши мысли и эмоции на события повседневной жизни. Они могут оказаться поразительно глупыми и охваченными страхом. С точки зрения сознания эти реакции становятся предсказуемыми, а их запрограммированная природа — совершенно очевидной. Ранее я упоминал людей, имеющих роман друг с другом, которые играют в эмоциональный пинг-понг, когда сначала один из них реагирует, а потом — другой. Это может привести к колоссальному конфликту, и подобный цикл можно прервать лишь тогда, когда парочка прекращает выдавать реакции, соответствующие программе ДНК. До тех пор, пока этого не произойдет, жокеем будет управлять лошадь. Когда мы прекращаем действовать в соответствии с программой, она убирается, и остается только сознание, а сознание может указать «лазеру» нашей РНК считывать «физическую» реальность другим способом. 

Программа целиком предназначена для получения от нас реакций; именно этого от нас хочет Матрица. Мы, выдавая реакцию, отождествляемся с программой, а наше сознание отправляется в погоню за белым кроликом*. Тем самым состояние нашего сознания отражает мысли и эмоции, которые оно считает своими собственными, и вырабатывает энергию для подпитки Матрицы. Когда вы осознаете, что эти запрограммированные реакции не являются вами, в вашей жизни появится гораздо больше гармонии и мира. Будут моменты, когда программа попытается завлечь вас в режим реагирования, но чем чаще вы станете контактировать со своим сознанием, тем реже будет случаться подобное, и тем быстрее вы научитесь останавливать такие поползновения."

No comments:

Post a Comment