Friday, February 15, 2019

Бесполые ангелы, двуполые божества, гермафродиты, андрогины

(1) Двуполые божества

Черты двуполости — изображение божеств определённого пола с особенностями противоположного пола можно встретить в иконографии многих народов. Такова, например, бородатая Афродита и Афродита с мужским половым органом. Древние греки чтили в числе других богов Гермафродита — сына Гермеса и Афродиты, в котором совмещались женские и мужские черты.


В индийском пантеоне присутствует бог-богиня Адити — божественная корова-бык, мать и отец богов. Есть еще один бог - Праджапати - создавший мир из самого себя.

Египетский бог Ра, совокупившийся сам с собой, породил других богов, людей и весь мир.

Своеобразным вариантом андрогинов являются персонажи, предстающие то в мужском, то в женском облике. Так, небесное существо Пулугу (в андаманской мифологии) в южной части архипелага принадлежит мужской природе, в северной — женской.

В шиваизме почитают андрогинное божество Ардханари или Ардханаришвара, которое является объединённой формой божества Шивы и его супруги богини Парвати (также известной под именами Деви, Шакти и Ума).


Ардханаришвара, описанный в пуранах, изображается как наполовину мужчина — наполовину женщина. Как правило, правая сторона божества изображается как Шива, а левая — как Парвати. Корни божества Ардханаришвары идут от гермафродитных фигур древнеиндийской и древнегреческой культур.


Ардханаришвара олицетворяет синтез мужской и женской энергий вселенной (Пуруши и Пракрити) и показывает, как женская форма Бога — Шакти, неотделима от мужской формы — Шивы. Единение этих двух форм провозглашается корнем всего мироздания. Согласно другой трактовке, Ардханаришвара символизирует всепроникающую природу Шивы. Символом единства мужского и женского начал так же выступает образ лингама и йони, почитаемых в шактизме и шиваизме.



Индуизм — самая демократичная традиция в отношении пола и сексуальности. Известный воин Арджуна, герой эпоса о Махабхарате и главное действующее лицо в Бхагавад Гите, был превращен в женщину проклятием Урваши, отвергнутой им небесной девы.




(2) Бесполые божества

В индуистской эзотерике, высшие божества бесполы, а их жены являются олицетворением их сил. Бесполость является признаком самодостаточности творца мира, самозарождающегося (как, например, Брахма или Вишну), зачинающего и рожающего всех остальных существ.

Сатгуру Шивайя Субрамуниясвами пишет:

«Живущих в 3-м Мире Махадэв нельзя сравнивать с живущими на земле мужчинами и женщинами. Махадэвы пребывают в совершенных развитых духовных телах, не имеющих половых отличий. Это чистые сущности, сотканные из чистого сознания и света, неделимые на мужское и женское.

Для лучшего понимания божественных сущностей мы иногда воспринимаем их мужчинами, если они сильны, и женщинами, если они великодушны и сострадательны. В сверхсознательных безграничных сферах 3-го Мира нет мужей и жен. Понятие о супругах восходит к пуранической мифологии. Термин «Богиня» относится к женскому восприятию или описанию существа из 3-го Мира (Махадэв), которое по сути в своем естественном состоянии бесполо, либо речь идет о сущности 2-го Мира, заключенной в женское ментально-астральное тело. Лакшми и Сарасвати, к примеру, не являются женами Вишну и Брахмы, они – персонифицированные силы бесполого Божества, которое покровительствует изобилию и любви к знаниям через материнское сопереживание женской формы.»

В римской мифологии, Мать Земля или Первобытная Мать (Tellur Mater или Tellus Mater) — предшественница Великой Матери, Кибелы, была либо андрогинной, либо не имела пола вообще, при этом как прообраз богини плодородия, была источником всего живого.

В авраамических религиях, Ангелы являются бесполыми и бестелесными существами, вечными девственниками, 
не подверженными плотским нуждам и страстям. В библейских текстах встречаются упоминания о том, что природа ангелов родственна свету, ветру, молниям и огненным небесным светилам, а также очистительному огню жертвоприношений.

В Евангелии от Матфея 22:30 говорится об ангелах как о «бесполых» существах: "Ибо в воскресении ни женятся, ни выходят замуж, но пребывают, как Ангелы Божии на небесах."


Ветхозаветный Бог говорит о Себе в мужском роде, однако Он также не принадлежит ни к мужскому, ни к женскому полу. Бог использует мужской род, потому что это более точно описывает Его функциональность особенно с точки зрения патриархальных культур. Поскольку ангелы не размножаются, у них нет нужды в половых различиях. Логичнее всего считать, что ангелы являются бесполыми, как и Бог, и что мужской род используется лишь для описания их, а также их роли в служении Богу.

В арабской мифологии фигурируют Мариды (араб. مارد) — бесплотные и бесполые духи, которые могут быть как добрыми так и злыми. Предстают в виде летучего эфирного вещества или в виде белых людей с белыми бородами, в белой одежде, а изо рта и ноздрей у них выходит огонь.

(3) Люди

В религиозной мифологии многих народов упоминается, что первый человек был создан андрогином, и лишь затем был разделён на мужчину и женщину.


Платон в диалоге «Пир» рассказывает миф об андрогинах, предках людей, сочетавших в себе признаки мужского и женского пола. Андрогины имели округлое шаровидное тело, спина их не отличалась от груди, рук и ног было по четыре, на голове имелось два совершенно одинаковых лица, смотревших в противоположные стороны, две пары ушей. Подобно титанам, андрогины были страшны своей силой и посягали на власть богов. Зевс решил разрезать их пополам, уменьшив тем самым их силу и наглость вдвое. Согласно Платону, только Эрос может вновь соединить разделённые половины и восстановить их утраченную мощь. Вероятно на это обстоятельство указывает пословица «Муж и жена одна сатана».


Бхагавата Пурана описывает царя Судьюмну бывшего то женщиной, то мужчиной.

В мифологии каонде демиург Леза создал первых людей - Мулонга и Мвинамбузи. Изначально эти люди были бесполыми, и Леза для улучшения своих творений передал Мулонге два свертка - для его и Мвинамбузи. По указанию Лезы Мулонга поместил один сверток между ног и утром проснулся мужчиной. Сверток, предназначенный для Мвинамбузи, Мулонга выбросил из-за его неприятного запаха. Леза дал Мвинамбузи новый сверток, и она стала женщиной, а для Мулонги и всех мужчин было назначено наказание - они должны были платить брачный выкуп.

Традиция кастрации и самокастрации в древнем Египте, Греции (поэма Катулла «Аттис») и в средневековом христианстве иллюстрирует стремление человека уподобить себя чистому, не замаранному желанием, бесполому божеству.




Одна из талмудических трактовок первых глав Книги Бытия гласит: вначале Бог сотворил человека «мужчиной и женщиной», то есть андрогином, а затем разделил его на двух разнополых существ, отделив женщину от бока мужчины, причём слово ивр. צלע значает не только «ребро», но и «сторона».

Бердяев отмечает аналогичную концепцию в каббале: «Адам, верно отражающий Адама высшего или первичного, должен был, в согласии с этой моделью, объединить в себе мужское и женское начала. И первоначально он был создан андрогином».

По мнению Бердяева, религиозные мистики чувствовали андрогинизм нового Адама — Христа. Этим объяснялось отсутствие в абсолютном человеке жизни пола, похожей на жизнь человеческого рода. Иисус вновь соединил мужское и женское в единый андрогинный образ.

Якоб Бёме показывает, что учение о человеке как андрогине делает понятным, почему Иисус Христос, абсолютный и совершенный человек, не знал женщины, подобно Перво-Адаму: «Адам был мужчиною, равно как и женщиной, но и не тем, и не другим, а девою, исполненною целомудрия, чистоты и непорочности, как образ Божий; он имел в себе и тинктуру огня и тинктуру света, в слиянии которых покоилась любовь к себе как некий девственный центр; чему и мы уподобимся по воскресении мертвых, ибо, по слову Христа, там не женятся и не выходят замуж, а живут подобно ангелам Божиим».


Немецкий теолог Франц Баадер видел в восстановлении утерянной первоначальной андрогинной природы человека цель брачной любви: «Тайна и таинство истинной любви в том, чтобы взаимно помогать друг другу восстановить каждому в себе андрогина как целостного и чистого человека, который не есть ни мужчина, ни женщина, то есть не нечто половинчатое».

По мнению религиозного философа Александра Бриллиантова «Уже в самом воплощении и рождении Христос уничтожает первое и главное разделение природы человеческой на мужской и женский пол. Через бессеменное зачатие и нетленное рождение Он разрушает законы плотской природы, показывая, что Богу был, вероятно, известен иной способ размножения людей, отличный от нынешнего, и устраняя самым делом различие и разделение человеческой природы на полы.»

Бердяев писал: «Не мужчина и не женщина есть образ и подобие Божье, а лишь андрогин, целостный человек. Дифференциация мужского и женского есть последствие космического падения Адама. Образование Евы повергло старого Адама во власть родовой сексуальности, приковало его к природному „миру“, к „миру сему“. „Мир“ поймал Адама и владеет им через пол, в точке сексуальности прикован Адам к природной необходимости. Власть Евы над Адамом стала властью над ним всей природы. Человек, привязанный к Еве рождающей, стал рабом природы, рабом женственности, отделенной, отдифференцированной от его андрогинического образа и подобия Божьего. Мужчина пытается восстановить свой андрогинический образ через сексуальное влечение к утерянной женской природе.»

Карл Юнг считает, что человеческая психика андрогинна по своей природе. В жизни андрогин в подавляющем большинстве становится «только-мужчиной» или «только-женщиной», но обе эти формы существования ущербны и нуждаются в восстановлении изначальной целостности.

Основные качества андрогинов: сознание единства; нейтрализация противоположностей; восстановление целостности, предшествующей фрагментированности; центрированность и уравновешенность; огромный творческий потенциал и интеллектуальная активность; выход за пределы времени, рождения и смерти; завершение развития, становления; состояние предшествующее Большому Разделению.

Вклад в изучение андрогинности также внесла американский психолог Сандра Бем. В ее системе, люди классифицируется по четырём половым ролям — мужской, женской, андрогинной, и неопределенной. Андрогины — те, кто имеет одинаково высокий уровень как женских, так и мужских качеств. Женская роль определяется большинством феминных черт характера, мужская — маскулинных. Неопределенная роль характеризуется низким уровнем и тех, и других. Согласно Сандре Бем, андрогинные женщины и мужчины более психически здоровы, чем люди с типично женской или типично мужской половой ролью. Наименее успешны люди с неопределенной ролью. В близких отношениях предпочтительны андрогинная или женская роль из-за эмоциональной природы таких отношений, а при обучении и работе — андрогинная или мужская.

Многие деятели культуры использовали андрогинные образы на протяжении своей карьеры. Фотографами-сюрреалистами образ андрогина трактуется как фаллическая женщина (Брассай, Ман Рэй, Ханс Беллмер), как вожделенное слияние в единoe существо мужского и женского тела (Г. Беллмер) или как идеальный «третий пол» (Клод Каон, П. Молинье). И. Шик считает, что стратегии рецепции мифа об андрогине в сюрреалистической фотографии, и связанное с ними проблемное поле (фетишизм, гендерная идентичность, трансвестизм и т. д.) сохраняют свою актуальность для современной культуры, получив развитие в искусстве постмодернизма (работы Джоэла-Питера Уиткина, С. Шерман, Я. Моримуры, М. Барни).

Ссылки

Гермафродит
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гермафродит_(мифология)

Мефистофель и андрогин
https://web.archive.org/web/20110217185351/http://temp.1gay.ru/androgin.shtml

Принадлежат ли ангелы к мужскому или женскому полу?
https://www.gotquestions.org/Russian/Russian-angels-male-female.html

Ангелы
http://www.regels.org/Angels.htm

БОГ И БОЖЕСТВА ИНДУИЗМА @ sivalingam.ru
http://sivalingam.ru/sources/vel/Hindu_gods.htm

Арабская мифология
https://ru.wikipedia.org/wiki/Арабская_мифология

Леза
https://ru.wikipedia.org/wiki/Леза_(мифология)

Андрогин — Энциклопедия знаков и символов
http://www.symbolarium.ru/index.php/Андрогин

No comments:

Post a Comment