Tuesday, August 4, 2020

Выход из циклического времени в Вечность

Земное время циклично, время человека и время истории — линейно, горизонтально. Событийность человеческого времени можно выстроить в виде горизонтальной прямой.

Циклическая и горизонтальная концепции времени создавалась миллионы лет. Уже в древние времена люди наблюдали повторяемость состояний природы, и возникала необходимость это описать, упорядочить, так стали составляться календари и карты звездного неба, отмечались ежегодные события - время посевов, жатв, ловли рыбы, охоты... Закаты, рассветы, времена года, равноденствия, солнцестояния, рождение, смерть, этапы взросления...

Все религии изначально были основаны на культе Солнца, Луны, и циклических событиях в природе.

К цикличности можно относиться по-разному. Например, автор книги Экклезиаст выражает свою фрустрацию по поводу вечного повторения. В то же время в других традициях — в древней Индии, Греции, у кельтов и в целом в языческом мировоззрении — идея цикличности давала уверенность в стабильности Бытия и понималась как высшее благо. Индийские боги с большой ответственностью выполняют свои обязанности по поддержанию цикличности событий. Например, Кришна говорит, что хотя он поддерживает сансарическую цикличность для обусловленных душ, сам он не принадлежит этой реальности:

Цикл из четырех эпох — Сатья, Трета, Двапара и Кали — снова и снова повторяется на Земле, и все живые существа, обитающие здесь, участвуют в одних и тех же событиях, повторяющихся из века в век.
ШБ 12.2.39

И ты и Я рождались великое множество раз. Я помню все эти жизни, ты же не помнишь их.
БГ 4.5.

В конце кальпы все существа возвращаются в Мою пракрити.
В начале следующей кальпы Я порождаю их всех снова.
БГ 9.7.

Будучи одной из Моих энергий материальная природа действует под Моим присмотром, производя на свет все движущиеся и неподвижные существа. Под ее началом мироздание снова и снова возникает и уничтожается.
БГ 9.10

Это тридцать вторая трета-юга Брахмы, и были, есть и будут еще разные другие миры, а также, насколько я знаю, и ты, и я тоже.
ЙВ

Похожую картину можно наблюдать в Книге Еноха, восхищающегося четкой небесной механикой:

«Наблюдайте за всем, что происходит в небе, как ничто не изменяет своей орбиты, и за светилами небесными, как они встают и заходят по порядку каждое в свое время, и не грешите против их установленного порядка. Посмотрите на землю, и обратите внимание на вещи, которые происходят на ней от первой до последней, насколько они тверды, как ничто на земле не изменяется, но все дела Божьи предстают перед вами. Наблюдайте за зимой и за летом, как вся земля наполняется водой, и облака, и роса, и дождь ложатся на нее.

Понаблюдайте, как деревья покрываются зеленой листвой и приносят плоды: потому обратите внимание на все Его творения, и познайте, как Он, живущий в веки, создал их. И все Его творения существуют таким образом из года в год вовеки, и все задания, которые они выполняют.»


Однако независимо от нашего отношения к цикличности, задача разумного человека — сделать время вертикальным, выйти из цикличности в вечность. В Книге Еноха Господь укоряет падших ангелов за их решение оставить дар Вечности и понизить свой статус бессмертных бесстелесных ангелов до уровня смертных людей:

«Почему вы оставили высшее, святое, и вечное небо, и легли с женщинами, и осквернились с дочерьми человеческими и взяли их в жены, и поступили как сыны земные, и родили исполинов своих сынов?

И хотя вы были святые, духовные, живущие вечной жизнью, вы осквернили себя кровью женщин, и родились дети - кровь и плоть, и, как дети человеческие, возгорелись похотью к плоти и крови, как поступают те, кто умирает и погибает.

Потому Я дал им также жен, чтобы они могли оплодотворить их, и у них рождались дети, так, чтобы ни в чем они не нуждались на земле. Но вы прежде были духовные, живущие вечной жизнью, и бессмертные во все поколения мира. И потому Я не назначил вам жен; ибо духовные небесные творения в небесах имеют жительство.»

Соискатели высшей Истины так же осознавали возможность выхода из цикличности. Братья Бхаса и Виласа в «Йоге Васиштхе» говорят:

«Пока мы не достигнем познания самого себя, мы будем возвращаться снова и снова в это измерение смерти и рождения, чтобы снова пройти детство, юность, расцвет сил, старость и смерть – снова и снова мы будем выполнять те же бессмысленные действия и набираться одного и того же опыта.»

Кришна учит что мудрецы, которые поклоняются ему, выходят из цикла перерождений:

Те, кто обладает разумом и стремится разорвать порочный круг старости и смерти, встают на путь преданного служения Господу. Постигнув законы трансцендентной деятельности, они становятся неотличными от Брахмана.
БГ7.29, перевод Прабхупады

В буддизме есть популярная притча, рассказывающая о выходе из линейного времени в момент «Здесь и Сейчас»:

Тигр погнался за человеком. Подбежав к обрыву, человек стал карабкаться по склону, уцепился за корень дикой лозы, и повис на нем. Дрожа, человек посмотрел вниз. Там стоял другой тигр... Только корень лозы удерживал несчастного. Две мышки, одна белая, другая черная, вылезли из норки, и потихоньку стали грызть корень. Окруженный со всех сторон опасностями, человек осмотрелся и увидел неподалеку кустик земляники с одной единственной спелой ягодой. Держась одной рукой за корень, другой он потянулся и сорвал землянику. Ах, как же она вкусна!

Исчезновение ощущения времени и чувства «я» или расширение границ «я» до пределов вселенной — основные признаки просветления.

Вот несколько опытов безвременья и небытия:


***

«Однажды, лежа в Шавасане, именно так я медитировала, когда уставала сидеть, я обратила внимание на само восприятие, на само внимание, взгляд, как бы развернулся «внутрь», сам на себя. Отслеживая все до конца, когда уже ни чего не было для отслеживания, внимание «отследило» само себя. Можно так сказать. Всего в течении нескольких секунд на остановке дыхания.

И в этот момент исчезло последнее. Существовало как будто только внешнее пространство, как слайд. Не было ни чего внутреннего. Ни каких психических процессов, ни мыслей, ни «Я»,. Т.е.-это была ни то, что бы «пустота» или «ничто», это какое то… невыразимое в словах «отсутствие». И в то же время четкое «ощущение» присутствия. И не то что бы «ощущение»… Это не было «ощущением»!

И не присутствие «кого-либо», а …. Присутствие, как «естьность». Ощущение «есть», «существование», «наличие»,… без «я».
Можно сказать об этом: «есть». Но не «я есть». А, если точнее, просто «есть».

И это «существование», это «естьность», разлита в пространстве.
Она во всем, и нет ни чего вне ее. Есть только этот «слайд»-образ, звуки, ощущения…

Описанию этот опыт поддается с большим трудом.
Он длился несколько секунд, или даже доли секунд.
Но после него, прошлой «меня» больше не существовало, от той «личности» не осталось и следа.

До этого жизненного периода, я часто обращалась к Богу. Куда то верх. И чувствовала, что мои молитвы «до Него доходят».
Но теперь пришло переживание, что обращаться больше не нужно, Я в Боге, и Бог по всюду, и все Есть Бог! Это избитое выражение, встречающееся во многих текстах, но оно, хоть и условно, отражает то переживание, которое жило теперь, (если можно так выразиться).

Я перестала молиться. Жизнь ощущалась, как непрекращающийся экстаз. Приходя на речку, в группу Ивановцев, и слушая чьи то рассказы, когда люди говорили о себе: «Я… и т. д. и т. п.».
Когда они говорили о себе, я ни как не могла понять о чем они говорят!
Это очень удивительный опыт. Что это за «я»? Где оно? О чем они говорят? На самом деле нет и ни когда не было «я». Это четко виделось!
И у меня действительно его не было в то время. Ни какого «я»!
(Хотя, вербализируя, мы не можем избежать того, что бы не говорить от первого лица).
Наверное это был самый счастливый период моей жизни. Состояние экстатического счастья заливало просто от самого бытия. Сидела на стуле, шла по улицы и испытывала ощущение счастья, ощущения чуда.
Смотрела на свои руки на предметы вокруг и находилась в восторге от того, что все вещи вокруг плотные, что по жилам течет кровь,… на столе лежит хлеб!»

Источник: http://advaitaworld.com/blog/73002.html


***

«От этой картины по позвоночнику тут же поднялась какая-то волна, и я почувствовал, что у меня под ногами образовалось пространство, подобное тому, которое я привык ошушать над головой. Моя спина, казалось, выпрямляется все больше и больше. Впервые в жизни я познал, что Земля круглая, и это было не мысленное представление, а реальное ощущение.

Это понимание взволновало меня, но в то же время казалось обычным и естественным. Хотелось лишь одного — целиком отдаться ощущению движения в бесконечном пространстве...

Я опять сел на камень, и все, казалось, еще более приблизилось: и неровный утес, на котором я находился, и далекие могучие деревья ниже по склону, и горы на горизонте. Ветви деревьев слегка раскачивались на ветру, и созерцание этого движения было не просто зрительным восприятием, но и физическим ощущением, словно это были не ветви, а волосы у меня на теле.

Все вокруг каким-то образом стало частью меня самого. Я сидел на вершине горы, любуясь раскинувшимися куда ни глянь внизу подо мной далями, и чувствовал себя так, точно мое бренное тело, каким я привык его ощущать, было лишь головой большего тела, состоявшего из того, что я вижу. Вселенная бесстрастно взирала на себя самое моими глазами.

Это ощущение вызвало всплеск в памяти. Мысленно я устремился в прошлое: позади осталось начало моей поездки в Перу, детские годы, мое рождение... Я познал, что, по сути дела, моя жизнь началась не с зачатия и рождения на этой планете. Она началась значительно раньше, с образованием моего действительного тела, самой Вселенной.»

Джеймс Редфилд. Селестинские пророчества



***

Внезапно я почувствовала, что моя энергия меняется. Вначале постепенно, так что я могла наблюдать происходящее и даже задавать себе вопросы:

- Ой, что это? Может быть, у меня сердечный приступ? Или я умираю?

- Нет, это не приступ. Но это и не то состояние, которого я достигала во время своих медитаций. Это определенно что-то другое...

- О, может быть это ченнелинг? Какое-нибудь световое существо с высокими вибрациями наконец-то соизволило со мной пообщаться? Ну да, наверное, я же с ретрита вернулась, типа заслужила эту честь. :) :) :)

А потом исчезли мысли, исчез сам ум. Исчезло то, что наблюдает за умом. Исчезло Я. Всё Я. Не только моё - маленькое, личностное я, а всё я - весь мир, вся Вселенная, всё, что проявляет себя во времени и пространстве.

Не знаю, сколько прошло времени, когда я пришла в себя (это было просто божественно-безумно-отчаянно-дерзко-офигенно и в то же самое время никак - пусто-безразлично-наплевательски)… Приходила в себя я тоже постепенно:

- Ё-моё! Я испытала, что такое небытие. Точнее, я и есть небытие. То, что нельзя познать или получить или достигнуть. То, чем я являюсь по умолчанию и всегда буду являться.

- Ё-моё! Я так долго искала все эти способы улучшения, просветления, одухотворения, вознесения…. А это всё иллюзия ума. Я уже совершенна, не моё личностное я совершенно, а небытие - вот что совершенно. А жизненный опыт - это всего лишь игры сознания. Бессмысленные, ведь познать, что такое небытие через бытие - невозможно!

- Ё-моё! Вот о чём говорится в Курсе Чудес, о чём талдычит Экхарт Толле, Карл Ренц и все эти умники. Сдаться! Приятие и сдача.

Реальному ничто не угрожает,
Нереального не существует.
И в этом - залог покоя Божьего.

Так начинается Курс Чудес.

Я постигла глубокую суть этих слов.

https://loveanda.livejournal.com/35413.html



***

Это произошло примерно через месяц после серьезной травмы руки и связанного с этим начала регулярных практик лечебно-музыкальных аудио-медитаций и прослушивания аудио-ченнелингов Крайона. Однажды поздно вечером, после очередной часовой прогулки под звездным небом и слушания аудио-файла послания Света от Крайона, находясь в особом душевном состоянии блаженства и медитации, я снял наушники и почувствовал необычайное, незнакомое состояние в своем сознании. Такое было и ранее, но не настолько выражено. Интуитивно я догадался, почувствовал, что это нечто близкое к точке просветления сознания, и еще более расслабился, отпустил даже подсознательное ожидание, чтобы позволить ему случиться. И оно случилось! Само, помимо моего желания. Пришло плавно, но достаточно быстро. Состояние не-ума! Полная остановка, отключка мышления! Этого не описать словами и не понять, не испытав на собственном опыте! Особое ощущение как бы расширения сознания за пределы головы. После чего необычайно острое и яркое восприятие всего, причем одновременно – запахов, звуков, видимых образов, осязания, ощущения своего тела, дыхания, движения. Помню, обратил внимание, как громко стрекочут сверчки. Такого стрекотания не слышал никогда ранее. А какой сильный аромат ночных цветов! Необычное сияние звезд! И никаких мыслей. Полный штиль в сознании. Незамутненное, чистое восприятие, как у младенца. Нет ни понятий, ни времени. Есть лишь пребывание, само существование. Полное единение всего и пребывание во всём! И ощущение абсолютного счастья и блаженства!

В этом состоянии (самадхи) я пребывал в течение примерно 15 минут. Было блаженно и интересно воспринимать всё не так, как раньше. Но нужно было возвращаться. Я поднялся по лестнице в квартиру, зашел внутрь. Помню, не такое как всегда, необычное восприятие телевизионной программы. Необычно было говорить с женой и детьми, ощущая некую отстраненность, расконцентрированность в сознании. Увы, самадхи быстро уходило и вскоре иссякло. Общение с людьми устранило его.

О состоянии самадхи, просветленном сознании и прочем, с этим связанным. Мой опыт на сегодня, 05.2012: bp21
https://bp21.livejournal.com/102370.html



***

О. Мандельштам

Silentium

Она еще не родилась,
Она и музыка и слово,
И потому всего живого
Ненарушаемая связь.

Спокойно дышат моря груди,
Но, как безумный, светел день.
И пены бледная сирень
В черно-лазоревом сосуде.

Да обретут мои уста
Первоначальную немоту,
Как кристаллическую ноту,
Что от рождения чиста!

Останься пеной, Афродита,
И, слово, в музыку вернись,
И, сердце, сердца устыдись,
С первоосновой жизни слито!

No comments:

Post a Comment