Monday, March 23, 2020

100% безотказный способ исполнения желаний

Если желанная вещь не может быть обретена посредством тела, которое бренно, глупец будет сожалеть, когда тело будет потеряно.
~ Парвати

Тот, кто сосредоточивает свой чистый ум на Брахмане, Моем безличном проявлении, обретает величайшее счастье, ибо все желания такого человека полностью сбываются.
ШБ 11.15.17


Люди, боги и демоны традиционно использовали аскетические практики как средство достижения вожделенного блага, будь это замужество, дети, власть, богатство, положение в обществе или владычество над миром.

Аскезы (на санскрите ‘тапас’, ‘тапасья’) включали в себя голодание, пребывание в течение долгого времени в неудобной позе, стояние на одной ноге, отказ от сна, от дыхания, от разговоров, произношение мантр. Во время тапаса начинала накапливаться энергия, которая иногда бывала такой мощной, что сотрясала основы мира.

Шримад Бхагаватам 4.8 описывает тапас Дрхувы, который пожелал стать правителем царства:

«В течение первого месяца Дхрува Махараджа питался только плодами и ягодами. Он ел один раз в три дня, чтобы поддерживать жизнь в своем теле, а все остальное время посвящал поклонению Верховной Личности Бога.

В течение второго месяца Дхрува Махараджа ел один раз в шесть дней, питаясь только сухой травой и листьями. Так он продолжал поклоняться Господу.

В течение третьего месяца он вовсе перестал есть и жил на одной воде, принимая ее раз в девять дней. Он постоянно был погружен в транс и поклонялся Верховному Господу, которого воспевают в самых лучших стихах.

За четвертый месяц Дхрува Махараджа в совершенстве овладел дыхательными упражнениями, так, что делал один вдох в двенадцать дней. Таким образом он полностью успокоил свой ум и, погрузившись в медитацию, продолжал поклоняться Верховной Личности Бога.

К началу пятого месяца Махараджа Дхрува, сын царя, научился управлять своим дыханием так хорошо, что мог стоять на одной ноге неподвижно, как колонна, полностью сосредоточив ум на Парабрахмане.

Он подчинил себе свои чувства и их объекты и таким образом сосредоточил свой ум на образе Верховной Личности Бога, не позволяя ему отвлекаться ни на что другое.

Когда, медитируя таким образом, Дхрува Махараджа завладел Верховным Господом, повелителем всех живых существ, на котором держится все материальное творение, три мира начали дрожать.

Пока сын царя, Дхрува Махараджа, неподвижно стоял на одной ноге, под давлением большого пальца его ноги Земля стала накреняться, как раскачивается судно, на котором везут слона, когда он топчется в нем.

Дхрува Махараджа был погружен в глубокую медитацию и все отверстия его тела были закрыты, поэтому, когда он сравнялся по тяжести с Господом Вишну, совокупным сознанием, вселенское дыхание пресеклось и все великие полубоги на всех планетных системах, почувствовав, что задыхаются, стали умолять Верховную Личность Бога спасти их.

Полубоги сказали: О Господь, Ты — единственное пристанище всех движущихся и неподвижных живых существ. Мы чувствуем, как все живые существа задыхаются. Никогда прежде с нами такого не случалось. Ты — последнее прибежище всех предавшихся душ, поэтому мы умоляем Тебя, пожалуйста, спаси нас от нависшей опасности.

Верховный Господь ответил: О полубоги, пусть вас ничто не тревожит. Причиной тому, что с вами случилось, — суровые аскезы и непреклонность поглощенного мыслями обо Мне сына царя Уттанапады. Это по его вине нарушился процесс вселенского дыхания. Можете спокойно возвращаться на свои планеты. Я прерву суровые аскезы этого мальчика и вызволю вас из беды.»

Йога Васиштхи описывает аскезы царицы Лилы, пожелавшей всегда оставаться со своим мужем:

«Однажды королева Лила подумала: «Мой замечательный муж дороже мне моей собственной жизни. Что бы такого сделать, чтобы мы вдвоем могли жить вечно, наслаждаясь радостями жизни? Для этого я немедленно начну аскетические практики, какие посоветуют мне мудрые люди, для исполнения своих амбиций».

Она пошла искать совета мудрых. Мудрецы ей сказали: «Аскетические практики и телесные страдания, повторение мантр и дисциплинированная жизнь несомненно доведут тебя до достижения всего, что только возможно в этом мире, но физическое бессмертие в этом мире невозможно!»

Королева подумала над этим советом и решила: «Если мне придется умереть до моего мужа, тогда я достигну само-осознания и буду свободна от страданий. Но, если он помрет до меня, тогда я должна сейчас постараться, чтобы боги исполнили мое желание и чтобы его дух не мог покинуть наш дворец. Я буду счастлива жить, зная, что он всегда здесь со мной».

Так решив, Лила тут же начала молиться богине Сарасвати, даже не обсудив свои намерения с мужем. Она ела только раз в три ночи, после продолжительной молитвы богу, святым, учителю, ученым и мудрецам. Она была совершенно уверена, что ее старания не пропадут даром, и эта уверенность придавала ей силы следовать аскетическим практикам. Хотя она не раскрыла своих замыслов перед мужем, ее отношения с ним не пострадали ни в каких отношениях из-за ее практик. После сотни таких троеночных бдений и молений, богиня Сарасвати появилась перед ней и исполнила ее желания. Лила просила: «О божественная мать, выполни две моих просьбы: 1. когда мой муж покинет свое тело, пусть его дух остается во дворце и 2. когда бы я ни молилась тебе, всегда являйся передо мной». Сарасвати пообещала выполнить оба желания и пропала.»

Так же Йога Васиштхи описывает аскезы демоницы Каркати так же совершала аскезы. Она никак не могла наесться и задумала съесть всех людей: «...тогда я буду, не щадя себя, молить богов, ибо молитвой и унижением тела можно добиться того, что обычно добыть трудно".

Потом Каркати влезла на одну из заснеженных вершин и начала свою епитимью, стоя на одной ноге. Она была неподвижна, как мраморная статуя и даже не замечала проходящих дней и месяцев. Через некоторое время она так исхудала, что стала похожей на скелет, обтянутый прозрачной кожей. Так она стояла тысячу лет.

Через тысячу лет перед ней возник создатель Брахма, удовлетворенный ее самоотречением и настойчивостью, – этим можно достичь чего угодно, даже обезвредить ядовитые испарения. В уме она ему поклонилась и начала раздумывать о чем бы его попросить. "Ага, – подумала она, – надо попросить сделать меня живой стальной иголкой (Сусика), воплощением болезни (современный аналог – болезнетворная бактерия или вирус – прим. Ана.). Так я смогу одновременно входить в сердца разных существ и выполню свое желание наконец-то перестать голодать". И когда Брахма спросил ее, что она желает за свои страдания, она высказала ему свое желание.»

В Сказке о Кундаданте, йог висит вниз головой желая стать правителем мира:

«Аскет висел на ветке дерева вниз головой, а его ноги были привязаны к ветке. Я подошел и поприветствовал его.

Я подумал: «Несомненно, этот аскет жив, потому как его тело реагирует на изменения погоды». Я оставался там в течение нескольких дней и заботился о нем и вошел к нему в доверие. Однажды я спросил его: «С какой целью ты все это делаешь?» Аскет ответил: «Воплощенные существа могут иметь множество интересных и разнообразных целей в жизни». Я продолжал настаивать на ответе.

Аскет сказал: «Я родился и вырос в городе Матхура. Я изучил святые писания. Я слышал, что король наслаждается всеми видами удовольствий. Я вдохновился этой целью. Я решил стать императором всего мира. Поэтому я пришел сюда и выполняю жестокие практики последние двенадцать лет. Я ответил на твой вопрос. Лучше бы ты шел своей дорогой. Я должен продолжать.»

- Я попросил его принять мою службу на время, пока он практикует аскезу. В тот же миг как я сказал это, он закрыл глаза и замер. Шесть месяцев с того дня я оставался на том месте и обслуживал его. Однажды там появилось существо, блистающее как солнце. Я поклонился ему физически, а аскет поклонился ему в своем уме. Светоносное существо сказало аскету: «О аскет, кончай свой аскетизм и я выполню твое желание. Ты станешь императором всего мира и будешь править семь тысяч лет, оставаясь в этом самом твоем теле». Пообещав выполнить это, существо пропало. Когда оно ушло, я сказал аскету: «Теперь твое желание выполнено, поэтому кончай практики и возвращайся к своим обычным обязанностям». Он согласился и я перерезал веревки, которыми его ноги были привязаны к дереву.»

Сканда Пурана рассказывает об аскезах Парвати, которая решили заполучить в мужья Шиву:

«Через подружек Парвати оповестила родителей так:
"К чему это несчастное, никчемное тело?
Я либо заполучу желанного мужа, либо расстанусь с телом. Если желанная цель труднодостижима, возможно ли обрести ее без аскезы?
Поэтому я иссушу свое тело различными ограничениями. Если вы добры ко мне, благословите меня на это."

Услышав эти слова, отец и мать сказали "О не надо!" (У-МА!) О, нежная дочь, твое тело не предназначено для боли и совершения суровой аскезы!
О девочка, прекрасная видом! Будущие события не дано избегнуть никому и никогда. Даже если человек не желает их, грядущее наступает. Поэтому, о девочка, не стремись к ним выполнением аскезы.”

Деви сказала:
"Ваше утверждение неверно, таково мое мнение. Цель не достижима одной судьбою.
Человек обретает плод частично судьбою, частично усилием, частично естественным путем. Нет четвертого способа (обретения результата).
Говорится, что брахманство было обретено Брахмой благодаря аскезе, я не желаю знать того, что приобретено другим.
Если желанная вещь не может быть обретена посредством тела, которое бренно, глупец будет сожалеть, когда тело будет потеряно.
Такова природа этого тела: оно рождается в одном месте, а умирает в другом. Так или иначе, оно умирает во чреве и умирает, едва родившись.
Оно приходит в негодность в детстве, в юности и в старости, к чему это никчемное тело, если не достигается предназначение (человека)?"

Сказав так, она отправилась на вершину Хималайи, священную вершину множества чудес и тайн. Ее сопровождали Ее подруги и заплаканные взоры родителей.

Там дочь гор сняла свои одежды и украшения. Она носила божественные одеяния из коры и совершала аскезу с великим отречением.

Поместив Ишвару в сердце и усердно произнося пранаву, Парвати стала достойной почитания как одна из риши и почиталась (таковою), о сын Притхи!

Она принимала омовение трижды в день. Раз в сто лет она ела только один лист паталы, другую сотню лет Она съедала один опавший лист бильвы, другую следующую сотню лет она пила только воду, еще одну сотню лет она жила только воздухом (праной). Затем, практикуя отречение, Она стояла только на мысках своих стоп, затем Она оставила всякую пищу. От Ее аскезы люди стали испытывать жар.

Видя, что вселенная стала испытывать жар от Ее аскезы, Сам Хара прибыл к Ней под видом брахмачарина. Он носил украшения из божественной коры и был покрыт шкурой из лани Руру, также он носил посох, имевший подобающие благие свойства. Он сохранял присутствие духа и приличествующее поведение. Поэтому Ее подруги с великим почтением приняли Его и поклонились Ему.»

В «Рассказе о сыновьях Инду: Размышления сыновей Инду» бездетные брамин и его жена выполняют аскезы в надежде иметь детей:

«Они поднялись на вершину Кайласа, подобно двум проросшим побегам; и в пустой пещере на горе Кайлас, где не было ни зверей и ни людей,
Предались суровой аскезе, стоя неподвижно, подобно дереву, и питаясь только водой, в день выпивая всего лишь один глоток.
Пребывая в неподвижности, словно деревья, они стали похожими на деревья в своей медитации.

Так они стояли в течение двух эпох - трета- юги и двапара-юги, пока бог Шива, с полумесяцем в волосах, не был удовлетворен их аскезой.
Он спустился к ним, как луна приходит для умиротворения лотосов, поникших от жара дневного солнца.
Шива спустился к ним, как весна приходит в леса с деревья ми и лианами; и эта пара увидела его верхом на быке, с блаженной улыбкой и полумесяцем в волосах.
Они встретили его сияющими лицами, как пара лотосов при виде луны и поклонились Шиве, чистому как снег,
Взошедшему как полная луна между землей и небесами. Голосом, заглушающим шелест листвы на деревьях, волнуемой ветром,
Мягким и громким, улыбаясь, Шива сказал такие слова.

Шива сказал:
О брамин, я удовлетворен вашей аскезой, и исполню твое заветное желание,
Будь счастлив, подобно дереву, наполненному соками весенней порой!

Брамин сказал:
О Господь, бог всех богов! Десять сыновей, мудрых
И благородных я желаю, чтобы не печалиться впредь.

Сказав: «Да будет так!» - Шива пропал из вида.»

Затем и сами десять сыновей Инду решают предаться аскезам, чтобы достичь положения Брахмы:

«Тогда старший брат снова обратился к своим полным света братьям: «Делайте все так, как я вам скажу!
Постоянно медитируйте таким образом: ‘Я есть сияющий Брахма, сидящий в лотосе, своим могуществом я создаю и разрушаю’.»

Согласившись с ним, его достойные братья сосредоточили мысли и все вместе оставались в медитации, стремясь к своей цели.
Они начали сосредоточенно медитировать в своем разуме, полностью погрузившись в медитацию, подобно изображениям на картине, нарисованной художником:

В троне в центре раскрытого лотоса я есть Брахма, Создатель мира, деятель, наслаждающийся и великий Господь;
Во мне все великие мудрецы, следующие всем деталям жертвоприношений, подобные ведам с мантрами Сарасвати и Гаятри;
Пространства, где бродят Локапалы, защищающие землю; где путешествуют мудрецы- сиддхи; процветающие небеса, где звучит прекрасная музыка;
Здесь земля, как серьга в ухе трех миров, украшенная горами, континентами, океанами и лесами;
Пещеры преисподней, где обитают демоны дайтьи и данавы; и пространства небес, где живут толпы небесных красавиц;
Могучий Индра, лучший из хранителей королевства, защищающий все три мира, как один город, питаемый очищающими жертвоприношениями ягьи;
Пространства, связанные огненной сетью двенадцати солнц месяцев года, сменяющих друг друга и греющих последовательно;
Благородные локапалы, надежно защищающие границы мира, подобно пастуху, берегущему стадо.
Каждодневно люди и другие существа появляются и пропадают, живут и умирают, подобно волнам на поверхности океана.

Я порождаю творение, и я разрушаю его, я пребываю сам в себе в спокойствии, будучи Создателем мира.
Я наблюдаю, как проходит время до конца эпохи, когда приходит время разрушения этого творения.
Теперь эпоха заканчивается и наступает ночь Брахмы; я пребываю сам в себе, наполненный и незыблемый, верховный властитель всего.

Медитируя таким образом, эти брамины, сыновья Инду, оставались в неподвижности подобно десяти скалам, как статуи, вырезанные из камня.

Пребывая в состоянии обитающего на лотосе Брахмы, они оставались в медитации на его лотосе, сидя на подстилке из травы куша, отбросив все другие мысли и понятия.

Так они оставались на одном месте, погруженные разумом в размышления, стремясь к своей цели.

Со временем их тела от жара солнца и ветров иссохли и упали, как опадают сухие листья.

Их тела сожрали дикие звери из леса, как обезьяна жадно съедает упавшие вкусные плоды, но они по-прежнему пребывали в своем разуме.

Они отказались от восприятия внешнего мира и пребывали в состоянии Брахмы, пока не прошли четыре эпохи и день Брахмы подошел к концу.

В конце эпохи, когда все было уничтожено в нестерпимом жаре солнца и в ливнях из рычащих и гремящих облаков разрушения Пушкара и Авартака,

Когда множество существ было уничтожено ужасными ветрами конца света в бушующем едином океане разрушения, они продолжали стоять.

Когда повсюду опустилась тьма и все пропало, пребывая в тебе самом во тьме твоего сна, они продолжали стоять, О сияющий!

На рассвете нового дня, когда ты пробудился с желанием создания, они по-прежнему продолжали стоять, как и раньше.

Так эти десять браминов, О Господь Брахма, стали Создателями, и так появились эти десять вселенных в пространстве твоего разума.»

——— ——— ———

Во всех историях материальные желания аскетов сбываются в результате долгого и изнурительного тапаса, но помимо исполнения желаний, герои получают нечто большее. Попутно им открывается Истина о тщетности материального существования и они начинают медитировать о получении просветления. И действительно достигают его, пройдя полную духовную трансформацию.

Зачастую исполнение желаний помогает соблюсти дхарму — нравственный и социальный долг человека. Муж для одинокой женщины, дети для бесплодных родителей, царство для обездоленного правителя — необходимые условия для выполнения их дхармы.

Исполнение материальных желаний является ступенькой к духовному совершенствованию, тогда как неисполненные желания могут стать якорем, васанами, и обусловить следующее воплощение. Даже Кришна исполняет материальные желания, потому что в исполненных больше нет вреда. Благодаря им человек скорее осознает тщету эгоистичных целей и обретает возможность двигаться дальше.

Чем больше исполненных материальных желаний — тем ближе человек к духовному совершенству. Поэтому в индуистских сказках чаще всего просветление достигают цари и принцы, чьи материальные блага гарантированы, но более не удерживают их.

No comments:

Post a Comment