Friday, September 18, 2015

Одиночество и осознанность

Недавно нам довелось посетить вьетнамский буддийский монастырь основанный монахом Тит Нат Ханом (http://www.bluecliffmonastery.org/be-mindful-in-daily-life). Мы приехали в одно из воскресений на публичную программу посвященную осознанности. Я отстранила все свои предположения о том, что это за событие, как пройдет день, какие люди приедут в монастырь. Как и полагается в новой ситуации я решила раствориться в происходящем, наблюдать, наслаждаться, быть полностью открытой всему происходящему без осуждений, ожиданий, сравнений и накладывания своих схем как и что должно быть.

День прошел замечательно, лекция вьетнамского настоятеля была вдохновляющей, музыка успокаивала душу. Я затерялась в большой группе людей и чувствовала себя как одна волна среди многих волн. В программу входили утренний чай, проповедь, осознанная прогулка, обед, и час расслабления, когда народ лежал расслабляясь на траве с тенистой стороны главного холла.

Больше всего мне понравилось время обеда. Обед должен был проходить в полном молчании. Еда была вегетарианская, макробиотическая, есть полагалось вдумчиво, не жадничать, благодарить землю и тех, кто готовил обед (монахи сами все закупают, режут, варят, моют посуду), с наименьшими отходами и наименьшим причинением страдания окружающей среде (растительная пища). Как только глубокие пиалы с рисом и овощами были разобраны (каждый накладывал сам себе из больших пластмассовых коробок), народ возбудился, загалдел, осознанность у большинства куда-то улетучилась. Возвращал людей в здесь и сейчас большой колокол, the bell of mindfulness. В ответ на колокольный звон  каждые несколько минут все замирали как в игре "замри-отомри". Кто-то мыл посуду, кто-то относил тарелки, кто-то ел, общался, но как только звенел колокол - народ замирал, останавливался суетливый ум. Колокол продолжал звенеть и постепенно все размораживались и продолжали свои дела, но уже с большей осознанностью и вниманием, ели медленней, говорили меньше и спокойней, больше наслаждались моментом и присутствием, больше участвовали в 'здесь и сейчас'.

Эта маленькая традиция бить в колокол и возвращаться в настоящей момент меня совершенно очаровала. Я много читала об осознанности, но в тот день теория превратилась в практику. Приехав домой, я все старалась делать медленно: жевать по 30 раз (заметила, что наедаться стала меньшим объемом, еда превратилась в интенсивный букет вкусов,  а один раз жевала так долго, что Саша все проглотил, ему стало скучно меня ждать, и он начал подгонять); следить за дыханием; замедляться и приостанавливать деятельность на несколько минут, чтоб вернуться в момент; ощущать погоду за окном и состояние своего тела, живота, спины, ног, рук и тд.

Осознанность дается легче всего в одиночестве. Я уже давно осознала как благо возможность находиться одной в доме, квартире или комнате. Одиночество - прекрасная возможность все поставить на свои места, рас-средоточиться на суете и сосредоточиться на чем-то другом, сменить фокус и ракурс. К сожалению у некоторых моих одиноких друзей, которые могли бы упиться присутствием и осознанностью, ни на минуту не замолкает телевизор, видео и аудио ряд неустанно долбит их уставшие мозги, засыпает мусором и не дает проснуться. Матрица держит своих жертв крепко! Нет никакой разницы между ТВ и компьютером, даже сейчас я печатаю на айпеде и надеюсь, что смогу не пользоваться таблеткой хотя бы до конца дня. Заменить ТВ на интернет, потом на книгу, и потом на тишину - такая же благородная градация как со всеедения перейти на сыроедение, потом на жидкости и на прану.

Большинство людей не умеет пользоваться своим одиночеством в полной мере, извращают его, страдают, стремятся не заметить, уйти от него или в гул телевизора или в работу, в чтение, интернет, уборку, в пустые разговоры по телефону или воспоминания.

Особенно заметны привычки одиноких людей во время общения. Одни возбуждаются, начинают говорить обо всем подряд и не могут наговориться. Они рассказывают о прочитанных книгах, о работе или хобби, о редких знакомых, о прогулках и путешествиях, о тысяче мелких и неважных событиях, а потом еще начинают все рассказывать по второму и третьему разу. Другие одинокие люди говорят мало, их разговоры как бы вымерены под линейку, если им задать вопрос, они поделятся информацией, ответят, и снова погрузятся в молчание.

У первых в голове непрестанная многоголосица, ум скачет неконтролируемо с предмета на предмет, они игнорируют текущее мгновение, не присутствуют в Настоящем, утопая в прошлых эпизодах жизни. Такие люди ненасытны к чужому вниманию, говорят до изнеможения обо всем подряд, до хрипоты в голосе, напрягают голос перекрикивая шум, и не замечают мир вокруг.

Молчание и сдержанность других бывают двояки. Или же человек полностью потонул в событиях прошлого: любовь, разлука, предательство, обида, - когда воспоминания и переживания давно минувших лет превратились в привычку, в постоянно кружащуюся ментальную карусель. Воспоминания не отпускают их внимание ни на мгновение и такое состояние становится уютным, упорядочивающим фоном их существования.

И только меньшество не тарахтят и не утопают в прошлом-будущем, но способны не просто осознать Настоящее, а сразу видеть момент настоящего и сквозь-временную перспективу, как бы пребывая в вечности. Такие люди сосредоточенны, осознанны, их ум не затуманен, не скользит по поверхности, не мечется хаотично от темы к теме, от предмета к предмету, их сознание ясное, ровное и спокойное, как дрессированный петух. Или бык:


Меня, как новичка, практика осознанности (так же как сыроедение и посты) обосабливает от других, например, сидишь в компании за столом, друзья общаются, разговаривают, а ты молча жуешь, жуешь, жуешь, или генерируешь какую-то там непонятную невидимую энергию, и как бы отстраняешься от всеобщего веселья, не участвуешь в разговоре. Но на самом деле единение происходит позже и на более глубоком уровне. Постепенно начинает ощущаться более фундаментальное слияние с другими людьми как с формами - проявлениями единой энергии, единого первоначального сознания. Волна осознает себя океаном.

В монастыре осознанностью занимаются в группе, постоянно напоминая себе и друг другу о текущем мгновении. У меня пока нет опыта проживания в монастыре, хотя я бы очень хотела научиться дисциплине, структуре и общежитию. Лучше всего практиковать осознанность в разных обстановках и ситуациях: в одиночестве, в группе единомышленников и среди людей, растворившихся в матрице с ее постоянной рекламой, ТВ, тяжелой синтетической пищей, работой, деньгами и суетой. Осознанность - это долгий и интересный путь, ведущий к улучшению здоровья, глубоким медитациям, уравновешенной психике и соединению с самим собой на физическом и духовном уровнях. Для меня осознанность стала чем-то вроде возвращения домой, в некое внутреннее пространство или состояние, откуда я иногда ухожу и куда потом возвращаюсь с очень приятным уютным ощущением причастности, направленности, цельности, и высшего смысла.

Good luck!

No comments:

Post a Comment