Tuesday, November 4, 2025

Манипуляции социумом и общественным сознанием


::


В 1956 году философ Гюнтер Андерс написал следующее пророческое размышление:


«Чтобы подавить любое восстание, не нужно действовать насильственно.

Методы, подобные гитлеровским, устарели.


Достаточно создать настолько сильную коллективную обусловленность, что сама идея восстания больше не будет появляться в умах людей.


Идеальным было бы формировать людей с рождения, ограничивая их врожденные биологические навыки.


После этого мы продолжили бы кондиционирование, резко сократив образование, сведя его к усвоению профессиональных навыков.


Необразованный человек имеет ограниченный кругозор, и чем больше его мышление ограничивается посредственными занятиями, тем меньше он способен восстать.


Мы должны сделать так, чтобы доступ к науке становился все более трудным и элитарным, чтобы существовал разрыв между людьми и наукой, и чтобы информация для широкой публики не имела подрывного содержания.


Главное – без философии.


Здесь мы также должны использовать силу убеждения, а не прямое насилие: мы будем массово транслировать по телевидению развлекательные программы, затрагивающие только эмоции или инстинкты.


Умы будут заняты бесполезным и игривым.


Удерживать ум от размышлений можно непрерывными разговорами и музыкой.

Мы поставим сексуальность на первое место в списке интересов человека.

Нет лучшего социального транквилизатора.


В общем, мы будем делать это таким образом, чтобы устранить серьезную часть существования, высмеивать все ценное, постоянно поддерживать легкомыслие, чтобы эйфория публичности стала эталоном человеческого счастья и образцом свободы.


Таким образом, обусловливание приведет к такой интеграции, что единственный страх, который нам придется поддерживать, будет заключаться в исключении из системы и, следовательно, в невозможности получить доступ к условиям, необходимым для счастья.


С массовым человеком, сформированным таким образом, нужно обращаться как с тем, кто он есть: как с коровой, и за ним нужно следить, как за стадом. Все, что ведет к апатии его ясномыслия, является общественным благом, и то, что могло бы его разбудить, нужно высмеивать, подавлять, бороться с ним.


Любая доктрина, которая ставит под сомнение систему, должна быть обозначена как подрывная и террористическая, а с теми, кто ее поддерживает, будут затем обращаться как с террористами».


Гюнтер Андерс «Устарелость человека» 1956


::


Как нас программируют ожиданиями. И мы сами в этом участвуем


В 1968 году психологи Розенталь и Якобсон провели эксперимент в обычной школе. Учителям сказали, что часть учеников — особо одаренные дети с высоким потенциалом. На самом деле список составили случайно.


Результат через год: "одаренные" дети показали рост IQ на 12-15 пунктов выше остальных. Никакой генетики. Никаких особых способностей. Просто учителя неосознанно давали им больше внимания, сложнее задачи, терпеливее объясняли. Ожидания создали реальность.


Это назвали эффектом Пигмалиона. Красивое название для простой истины: то, что от вас ждут, тем вы и становитесь.


Как работает механизм:


Когда руководитель считает сотрудника перспективным, он бессознательно: дает более интересные задачи, чаще хвалит, мягче реагирует на ошибки. Сотрудник получает больше возможностей роста и действительно развивается быстрее.


А тот, кого записали в "середнячки", получает рутину, критику и отсутствие шансов. И скатывается. Не потому что бездарен. Потому что система уже решила за него.


Нейробиология объясняет это просто: наш мозг реагирует на социальные сигналы. Положительные ожидания запускают выброс дофамина — мы работаем эффективнее. Негативные — кортизол, стресс, снижение когнитивных функций. Химия покорности.


Российская практика контроля


Вспомните школу. Отличников сажали на первые парты, к ним относились иначе. Двоечников — на "камчатку". Учителя даже не скрывали разделения. И дети соответствовали ожиданиям. Система образования штампует социальные роли с детства.


Корпоративный мир использует это виртуозно. В Сбере, Яндексе, любой крупной компании есть программы "кадрового резерва" и "высокопотенциальных сотрудников". Официально — для развития талантов. Неофициально — создание касты избранных, которым даются все возможности, пока остальные выполняют план.


Образовательная система, корпорации, государство — все используют один принцип: назначить человека на роль и создать условия, чтобы он ей соответствовал. Управление через программирование ожиданий.


А самое изящное? Вы сами в этом участвуете. Назвали себя интровертом — избегаете людей. Решили, что не разбираетесь в технологиях — не пытаетесь разобраться. Поверили, что у вас нет таланта — и не развиваете его. Самосбывающееся пророчество на автопилоте.


Система не заставляет нас силой. Она просто называет нас определенным именем. А мы соглашаемся и начинаем жить по этому сценарию.


Вас программируют ожиданиями. 

Вопрос только — чьими.


vk.com/wall-203231774_127015



::


Обыдливание населения на примере "Казанского Феномена". Духовный кризис среди молодежи.


Агеева утверждала, что учёные только в последние годы существования СССР начали серьёзно исследовать причины молодёжных проблем: на первых порах всё списывали на ошибки в воспитании. 


Одним из факторов «группировочной чумы» стал низкий уровень культуры в Казани, связанный с рядом запретов: были закрыты многие дискуссионные клубы, а люди с активной жизненной позицией подвергались преследованиям. 


Была слабо развита социальная инфраструктура, что отражалось в виде нехватки школ, детских садов, бассейнов, кинотеатров. О социальной обусловленности молодёжных проблем центральная пресса начала писать в 1985 году. 


Одним из факторов слабого развития духовной культуры в Казани было огромное выделение средств на строительство крупных промышленных объектов типа «Атоммаш», «КамАЗ» и «Химмаш» при слабо развитой социальной инфраструктуре (на микрорайон, где проживали 150 тысяч человек, приходился всего один кинотеатр на 200 посадочных мест). 


Агеева соглашалась с тем фактом, что многие «естественные формы социализации подрастающего поколения» перестали действовать: по её словам, «жёсткая регламентация школьной жизни» и «авторитарность отношения со взрослыми» привели к выталкиванию ребят из основных институтов социализации и позволили им войти в группировки. 


Граждане оставались сторонними наблюдателями, давая советы только в «приказном тоне», а наиболее презрительное отношение к подросткам было со стороны студентов, которые реже брали подростков на летние работы в стройотряды и перестали возглавлять кружки и секции при школах и ПТУ. 


Отсутствие развлечений и вражда с соседями мотивировали молодёжь из района «Теплоконтроль» на занятия спортом, позднее группировки стали совершать вылазки в соседние районы и устраивать побоища. 


По версии кандидата философских наук, доцента Казанского филиала Высшей юридической заочной школы Н. С. Фатхуллина, последствия упущений в школьной практике, семейном воспитании, социальном управлении и идеологической работе приводили к росту правонарушений среди подростков, которые действовали спонтанно, порой не осознавая последствий своих действий. 


По словам кандидата педагогических наук А. Вайсбурга, социально-политические условия жизни не соответствовали воспитанию нравственных качеств из-за масштабов сталинских репрессий и последствий брежневского «застоя».


Преступный мир Казани, имевший глубокие исторические корни, мог увидеть в молодёжных группировках своеобразную подрастающую смену. Поэтому опытные преступники подталкивали малолетних преступников на кражи, изнасилования, угоны машин и массовые драки, чтобы сковать силы милиции. 


По словам начальника следственного отдела УВД Казанского горисполкома И. Матвеева, в официальных отчётах и выступлениях всячески занижались данные об уровне преступности среди несовершеннолетних, а говорить открыто опасались: те, кто выступал за предоставление подлинных данных, увольнялись из органов, а когда стала известна правда о малолетних группировках, милиция бросила на них все силы, прекратив заниматься расследованием квартирных краж и семейных дебошей. 


По словам заместителя начальника УВД Казанского горисполкома Е. Н. Гатцука, на момент существования «Тяп-ляп» в городе было ещё несколько мелких группировок, занимавшихся преступной деятельностью с целью обогащения, и разные агрессивные дворовые компании, на базе которых и произрастали молодёжные банды. 


ru.wikipedia.org/wiki/Казанский_феномен


::

No comments:

Post a Comment