Monday, June 11, 2018

Чему учит Кришна? Признаки освобождения. Не быть ЧЕЛОВЕКОМ.


Когда Арджуна приходит в замешательство и отказывается сражаться на поле жизни, Кришна дает ему множество советов по освобождению души и выходу из колеса сансары. В каждой главе Бхагавад Гиты Кришна описывает разные способы освобождения. Условно учение Кришны можно разделить на две группы.

Первая группа наставлений, выраженных призывом "Стань йогом, Арджуна!", это наставления для потенциальных ЙОГОВ, то есть для тех, кто готов проститься с сансарой, готов перестать быть человеком и вспомнить свою Истинную Суть. Это учение укорененных в единстве мудрецов, которые умеют контролировать ум и которым не нужно сражаться с воображаемым противником и бежать от воображаемой угрозы, создавать ограничивающие убеждения, тратить жизненную энергию на обман чувственного мира и игры Ложного Эго.

Вторая группа наставлений, обобщенных призывом "Сражайся!", это наставления для ЧЕЛОВЕКА ДЕЙСТВИЯ, то есть для тех, кто не готов выйти из матрицы и хотел бы по возможности правильно и комфортно прожить свою мирскую жизнь. Некоторые люди, прочитав "Гиту", удерживают в памяти только призыв Кришны к сражению, сводя всю философию этого древнего текста к идее борьбы и поиска врага. Идея вечного сражения зачастую апеллирует к тем, чей инстинкт выживания никогда не выключается, чьи жизненные силы расходуются на поддержание внутреннего конфликта, двойственности, чувства вины и комплекса жертвы, как следствие приводя к растрате энергии, напряжению, усталости, болезни, старости и смерти.

Арджуна отвергает йогическое учение Кришны по причине беспокойного ума:


6:33. Для этой Йоги, которая достигается внутренним равновесием, я не вижу в себе прочного фундамента из-за беспокойности ума.
6:34. Ибо ум, воистину, беспокоен, о Кришна! Он — бурный, упорный, трудносдерживаемый! Мне думается, что его так же трудно обуздать, как трудно сдержать ветер!

Тогда Кришна дает ему более практичный совет: "Сражайся!", то есть отрабатывай свою карму через действия. То есть: не готов выходить из Матрицы -- не мучай голову и делай то, что должен делать, то, что тебе диктует твоя карма, доминирующая гуна, положение в обществе.

А что еще остается делать мирскому человеку, обладателю суетливого и неконтролируемого ума, укорененного в двойственности, ограниченному обстоятельствами, карми, раджасику, привязанного к чувственным наслаждениям и сознанию собственного несовершенства?

В ответ на отказ Арджуны стать йогом, Кришна учит его не только как отработать карму, накопленную в прошлых воплощениях, но и как не создавать ее впредь. Чтобы отработать карму, Арджуна должен исполнить свой долг воина. Чтобы не накопить новую карму, Арджуне придется отрешиться от своего авторства и не связывать себя эмоциональными пристрастиями или отвращениями по отношению к воспринимаемым объектам (вещам, людям, поступкам, ситуациям).

В каждой главе Бхагавад Гиты Кришна
раскрывает новые аспекты пути освобождения от сансары и достижения нирваны. К способам йогического освобождения относятся: совершенствование сознания и контроль над чувствами;
отрешенность от материального физического мира вплоть до независимости от законов физики;
культивирование не-различения и внутренней сосредоточенности;
невовлечение в кармическую деятельность, привязывающую человека к сансаре;
медитация, созерцание Атмана и конечная цель - достижение Брахмо-нирваны.

При помощи укрощения ума (манас), очищения подсознания (читта) и работы с сознанием (буддхи), человек выходит из под власти Ахамкары и постигает Атмана - чистую высшую суть всех существ и явлений. Настоящий йог воспринимает истину и игнорирует иллюзорную видимость.

Способы достижения освобождения и признаки просветленного мудреца подробно описываются во многих священных текстах индуизма. Тут мы не встретим пересказы Законов Ману или ветхозаветных "не убий" и "не укради", которые по словам Павла, умерщвляют душу. Наставления Кришны, наоборот, оживляют душу бунтарским настроем против общественных условностей и мирского приспособленчества. Советы Кришны направлены на выход из матрицы, а не на удобное существование внутри оной. Его советы не для душ стремящихся к чувственным наслаждениям и материальному комфорту, а для отшельников, йогов, санньясинов, садху, мудрецов и всех ищущих освобождения от иллюзорного мира материи и колеса сансары.

Кришна отмечает следующие вехи на пути к нирване:




(1) Безразличие к изменчивым состояниям материального мира и освобождение от власти трех гун. Пракрити (материальная природа) и три гуны (принципы материального мира) создают непостоянный видимый мир, отвлекающий внимание человека от познания Абсолюта, поэтому Кришна советует культивировать безразличие и непривязанность к видимому миру:

2:11. Мудрые не оплакивают ни живых, ни мёртвых!
2:12. Ибо, поистине, не было времени, когда Я, или ты, или эти владыки земли не существовали; воистину, не перестанем мы существовать и в будущем.
2:13. Подобно тому, как живущий в теле переживает детство, зрелость и старость, — так же покидает он одно тело и переходит в другое. Сильный об этом не скорбит.
2:14. Соприкосновение с материей, о Каунтея, бросает в холод и в жар, доставляет наслаждения и страдания: эти ощущения — преходящи, они налетают и исчезают.
2:15. Тот, кого они не мучают, кто уравновешен и стоек в радости и горе, — тот способен достичь Бессмертие.
2:16. Знай, что у временного, преходящего — нет истинного бытия; а у вечного, непреходящего — не бывает небытия! Всё это различают те, кто проникли в суть вещей и видят истину.
2:17. И запомни, что никому никогда не разрушить Того, Кем пронизано всё бытие! И никогда не привести Его к смерти! Это Вечное и Непреходящее — никому не подвластно!




(2) Отрешенность от материального мира ведет к безразличию к сословиям, почестям, общественным условностям, соображениям выгоды, и к неосуждению:

5:18. Знающий смотрит одинаково и на брахмана, украшенного учёностью и смирением, и на слона, корову, собаку, и даже на того, кто ест собаку.

6:9. Тот имеет развитое сознание и продвинулся духовно, кто благожелателен к друзьям и врагам, равнодушным, посторонним, завистникам, родным, благочестивым и порочным.

13:9. Отсутствие «земных» привязанностей, свобода от порабощённости детьми, женой или домом и постоянное душевное равновесие среди желанных и нежеланных событий.

14:22. Кто не боится радости, деятельности и ошибок, но и не стремится к ним, когда они уходят,
14:23. Кто не сотрясается проявлениями гун и, говоря: «Гуны действуют...», — стоит, невовлечённый, в стороне,
14:24. Уравновешенный в ситуациях счастья и горя, уверенный в себе, для кого ком земли, камень и золото — равны, неизменный в приятном и неприятном, среди похвал и хулений,
14:25. Равный в чести и бесчестии, одинаковый с другом и недругом, отказывающийся от стремления к преуспеванию в материальном мире — о таком человеке говорят, что он освободился от трёх гун.

Не иметь привязанностей и оценочности, то есть вести себя "как человек" уже означает освобождение от трех гун. Свобода от гун материальной природы это нетленность и безграничность Духа.




(3) Кришна призывает созерцать Атмана внутри, что порождает без-эмоциональность и независимость от органов чувств (индрий) и объектов чувств:

2:56. Тот, чей ум спокоен среди скорби, бесстрастен среди наслаждений, страха и гнева, — тот, кто твёрд в этом, именуется муни.
2:57. Тот, кто ни к чему «земному» не привязан, кто, встречая приятное и неприятное, не ликует и не ненавидит, — тот утвердился в истинном знании.
2:58. Когда, подобно черепахе, втягивающей в себя свои ноги и голову, он отрывает свои индрии от земных объектов, — тогда он достиг истинного понимания.
2:61. Ибо понимание лишь у того истинно, кто владеет своими индриями!
2:62. Если возвращаться в уме к земным объектам — то поневоле возрождается привязанность к ним. От привязанности рождается желание всецело обладать ими, а от невозможности удовлетворить такие желания — возникает гнев.
2:63. От гнева происходит полное искажение восприятия. От искажения восприятия — потеря памяти. От потери памяти — потеря энергии сознания. Теряя энергию сознания, человек деградирует.
2:64. Но победивший свои индрии, отказавшийся от влечений и неприязни, предавший себя Атману — обретает внутреннюю чистоту!
5:21. Тот, кто не привязан к удовлетворению своих чувств внешним и находит отраду в Атмане, — тот, достигнув Единения с Брахманом, вкушает непреходящее Блаженство.
6:29. Утвердившийся в Йоге видит Атман в каждом существе и все существа — пребывающими в Атмане; всюду он видит одно.


Самый главный орган чувства, нуждающийся в усмирении, это ум:

3:6. Овладевший контролем над своими индриями, но всё же помышляющий о земных объектах — такой человек сам себя обманывает. Он подобен притворяющемуся!
3:42. Высшие из индрий — индрии ума. Но превыше ума — развитое сознание. Превыше же развитого (индивидуального человеческого) сознания — Он!

Наставления Кришны перекликается с трактатом "Куларнава-тантра", где состояние Самадхи описано как состояние вне чувств:

"Йог, пребывающий в Самадхи, не воспринимает запахов и вкусов, прикосновений, форм, звуков, он не отличает себя от других…, не подвержен воздействию времени, не затрагивается любым действием и ничему не подвластен",

а так же с Йогой Васиштхи:

"Несвободой является только уверенность в реальности объекта ощущения."
"В сноподобной реальности, единственным критерием являются "ощущения"; что ощущается, то ощущается как реальное."

Призыв отрешиться от чувственного восприятия, то есть от восприятия и познания мира при помощи пяти органов чувств, интересен еще и тем, что именно к этому в XX веке пришла квантовая физика в лице Дэвида Бома, автора теории об импликативном (неявном, внутреннем) и экспликативном (явном, видимом) порядках. Бом указывал на неполноценность классической ньютоновской картезианской физики, построенной на чувственном эмпирическом восприятии мира.

"Картезианский способ восприятия Вселенной в значительной мере основывается на физиологии пяти органов чувств, особенно глаз, потому что таким образом предметы являют себя нашим чувствам. Инструменты, которыми пользуется наука, есть продолжения этих пяти чувств. Они не могут воспринять то, что находится за пределами мира эмпирического восприятия. Исходя из этого чисто физиологического предубеждения, пристрастности ума к рациональному аналитическому мышлению, мы и создали физическую модель Вселенной, сочетая картезианский порядок линий и различных геометрических фигур. Потом спроецировали все это вновь на реальность и сказали, что все так и есть. А Бом говорит: «Это неправда»." ~ Уилл Кипин

Переведя древнее учение в термины квантовой физики, Кришна советует отрешиться от уровня экспликативного порядка и увидеть мир как единое цельное волновое информационное поле импликативного порядка, Нирвану Брахмана.




(4) Мудрые не привязаны к результатам действий, практикуют жертвенность и бескорыстное служение другим:

2:47. Взирай лишь на дело, а не на выгоду от него. Да не будет побуждением твоим — выгода от деятельности! И бездействию не предавайся!

3:10. Бог создал человеческий вид вместе с законом жертвенности. Он при этом заповедал: «Жертвенностью процветайте! Это — пусть будет желаемое вами!

3:19. Потому непрестанно исполняй свои обязанности без ожидания награды, ибо, воистину, так совершая действия, человек достигает Высочайшего!

Почему Кришна предостерегает от бездействия? Ум склонен создавать ригидные схемы поведения: "я ни во что не вмешиваюсь", "моя хата с краю", тогда как состояние истины это пребывание в потоке, в спонтанности, в необусловленности и несопротивлении.

Бескорыстное служение другим не значит всегда бросаться на амбразуры и жертвовать собой. Закон жертвования это состояние Боддхисаттвы, познавшего истину и заботящегося о благе всех живых существ.




(5) Мудрецы обладают уравновешенным недвойственным сознанием и лишены предпочтений, влечений или отвращений:

4:22. Поскольку он удовлетворён тем, что к нему приходит, свободен от двойственности, не знает зависти, уравновешен в удаче и неудаче, — ему не мешают его действия и тогда, когда он их совершает.

5:3. Познай же как истинного санньясина того, кто никого не ненавидит и не желает «земного». Свободный от двойственности, о мощновооружённый, он без труда освобождается от оков!

7:27. Благодаря блужданию в двойственности, происходящему от влечения и отвращения (к земным объектам), о Бхарата, все (вновь) возникающие существа странствуют в полном неведении!
7:28. Но праведные люди, искоренившие свои пороки, освобождаются от этой двойственности и с решительностью устремляются ко Мне!




(6) Познавший Брахмана йог обретает свободу от круга рождений и смертей, и достигает Брахмо Нирваны:

2:27. Воистину, смерть предназначена для рождённого, а рождение неизбежно для умершего.

5:19. Здесь, на Земле, рождение и смерть побеждаются тем, чей ум успокоен! Брахман чист от греха и пребывает в покое. Поэтому пребывающие в покое — постигают Брахмана!

5:24. Тот, кто счастлив внутри, кто радуется не от внешнего, кто озаряется (любовью) изнутри, — тот йог способен постичь сущность Брахмана и Нирвану в Брахмане!
5:25. Нирвану в Брахмане получают те риши, которые очистились от пороков, освободились от двойственности, познали Атман и посвятили себя благу всех.

7:29. Ища во Мне приют, они стремятся к освобождению от рождения и смерти. И они приходят к познанию Брахмана, к полной реализации для себя Атмана, к пониманию принципов формирования судеб.

13:12. Открою тебе то, что должно быть познано, что, будучи познанным, приводит к Бессмертию: то — Безначальный Высочайший Брахман, находящийся за пределами бытия и небытия.

13:23. Кто таким образом познал пурушу, пракрити и три гуны, тот — в каких бы условиях он ни был — не подлежит более рождению!




Таким образом, Кришна не учит законам притяжения, манипуляциям денежными энергиями, улучшению кармы, трансерфингу реальности, правилам успеха в матрице, не лечит и не приписывает особую диету, не устанавливает принципов сосуществования в человеческом общежитии, подобно Ману, Хамураппи, Моисею и их мирским писаниям, а наоборот, советует полностью отрешиться от выдуманных и иллюзорных ценностей: статуса в обществе, семьи, богатства, чести, наград, и любых результатов труда.

Кришна учит культивировать не-различение и безразличие по отношению к преходящей и обманчивой реальности, а так же призывает освободиться от власти пракрити и трех гун, что по сути означает не быть плотским материальным чувственным человеком подверженным законам физического мира. У Ли Кэрролла есть книга "Не думай как человек", ее идея полностью согласуется с советом Кришны данным человечеству 5 тыс лет назад: не воспринимай мир как человек, не веди себя как человек, не подчиняйся общепринятым законам физики и биологии как человек, не чувствуй как человек подвластный условностям, мнениям, идеям, эмоциям, гунам, болезням, старости и смерти.

Многие соверменные психологи и эзотерики так же считают, что "человек" это лишь временная и ложная само-идентификация, возникающая при погружении в земную игру: "Являясь Бесконечным Началом, когда Вы решаете играть в игру ограничений и запретов, Вы создаете альтернативного Себя - ЧЕЛОВЕКА, который будет главным игроком в этой игре.
Затем Вы должны забыть, кем Вы являетесь на самом деле."
~ Роберт Шэнфилд "Освобождение от денежной игры"

Подобным напоминанием Иисус завершает свою проповедь:
Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный. (Мф. 5, 48)

Кришна говорит об Истинном Себе и учит становиться необусловленным, свободным, беспредельным, бессмертным, концентрироваться на внутреннем Атмане, осознавать себя и других как Атмана, пребывать в блаженстве и недеянии, ведущим в Брахмо Нирвану.





Переводы Бхагавад Гиты

Свами Прабхупада - Бхагавад-гита как она есть | Bhaktivedanta Vedabase Online
https://www.vedabase.com/ru/bg

Гитартхасанграха. Комментарий Абхинавагупты на Бхагавад-гиту.
Перевод с санскрита и комментарий - О. Н. Ерченков
http://shayvam.org/files/Gitartha_samgraha_ru.pdf

Перевод на русский язык и предисловие Шалаграма даса (С. М. Неаполитанского)
http://scriptures.ru/bh_gita.htm

Бхагавад Гита переведенная с английского и санскритского
А. А. Каменской и И. В. де Манциарли, 1914 г.
http://bhagavadgita.ru/bg_kamenskaya_manziarli_01.htm

Бхагавад Гита под редакцией Владимира Антонова
http://ru.aquarian-age.org.ua/God-speaks/bhagavad_gita.html
http://swami-center.org/ru/text/bhagavad-gita/

Бхагавад Гита под редакцией Ом Вишнупада Парамахамсы Паривраджакачарьи-варьи Сарва-шастра-сиддханта-вит Аштоттара-шата-шри
Шри Шримад Бхакти Ракшака Шридхара Дев-Госвами Махараджа
https://harekrishna.ru/biblioteka/sridhar/bhagavad-gita/

Шри Свами Сатчидананда ЖИВАЯ ГИТА: Вся Бхагавад Гита
http://www.orlov-yoga.com/Gita/Satchidananda/Gita01.htm

Бхагавад Гита перевод Шри Ауробиндо
https://www.aurobindo.ru/workings/musics/gita.htm

Bhagavad Gita by Swami Mukundananda
https://www.holy-bhagavad-gita.org/

No comments:

Post a Comment