Кришна имел 16008 жен, каждая из которых не просто жила в отдельном дворце, но и была замужем за своим индивидуальным Кришной.
Шримад Бхагаватам повествует, как однажды мудрец Нарада решил навестить Кришну. Нарада с удивлением обнаружил, что в каждом дворце находится Кришна (всего тысячи Кришн), который всякий раз был занят различными делами, и чье гостеприимство всякий раз выражалось по-разному. Под конец своего посещения Нарада, "вечно ищущий ключ к тайне великого Божьего колдовства", изумленно восклицает:
"О Повелитель чудес, я свидетель Твоей обманчивой природы — вечной загадки для волхвов и мудрецов. Я узрел Твою ворожбу, но не постиг ее тайны. Потому все, что я прошу для себя, – это совершенную в Тебя веру и преданность Тебе."
ШБ 10.3.38
История про Кришну в 16 тысячах дворцах иллюстрирует состояние вселенной, которое в современной физике называется квантовой суперпозицией. Квантовая суперпозиция это суперпозиция альтернативных взаимоисключающих состояний, которые не могут быть реализованы одновременно с классической точки зрения.
При чем Нарада и Кришна находятся в позиции Наблюдателя, поскольку наблюдают происходящее только они и более никто:
"Шрила Вишванатха Чакраварти отмечает, что другие жители Двараки видели Кришну лишь в той части города, где находились сами, и нигде больше, даже если им приходилось отправляться по делам в другую часть города. Таким образом, Господь позволил Своему любимому преданному Нараде Муни увидеть Его лилы так, как их не видел никто другой." (1)
Квантовая суперпозиция подтверждает теорию мультивселенной. Мультивселенная это гипотетическое множество всех возможных параллельных вселенных или альтернативных реальностей. Таким образом, каждый из дворцов был отдельной альтернативной вселенной, в которой правил альтернативный Кришна:
ШБ10.3.69
"В соседнем дворце Всевышний играл в кости со Своею возлюбленной и Уддхавою. Увидав посланца небес, царевич Ядавов поспешно поднялся с места и низким поклоном приветствовал гостя. Будто и не было минувшей встречи, Кришна принялся расспрашивать Нараду о житии его и странствиях и предлагать Себя в услужение...
Полный изумления Нарада поднялся с почетного ложа и, молча покинув этот дворец, направился в соседний.
Там Кришна предстал Нараде заботливо ухаживающий за Своими малыми детьми.
Во дворце рядом Господь купался в большой рукотворной купели, выложенной кораллами.
В другом Владыка мира возливал масло в жертвенный огонь, в третьем — совершал пятисложное жертвоприношение, в четвертом — угощал брахманов яствами, в пятом — пировал оставшейся после брахманов пищею. В шестом — творил вечернюю молитву гаятри. В седьмом – упражнялся в боевом искусстве с мечом.
В какой бы дворец не ступил Нарада, он видел Кришну при разных занятиях. Здесь Господь катался верхом на лошади, там на слоне или в колеснице. Еще где-то возлежал на устланном шелками и лепестками цветов ложе, слушая от слуг хвалебные в Свою честь стихи <...>" (2)
При чем тут Кришна, его 16 тысяч жен и дворцов? Вышеприведенная история говорит нам, соверменным читателям, о нескольких важных деталях. Во-первых, авторы Шримад Бхагаватам уже тогда ЗНАЛИ о таких явлениях, как "эффект наблюдателя" (в качестве наблюдателя выступает Нарада), а так же параллельные реальности, множественные вселенные, трансерфинг, состояние позиции и суперпозиции. Во-вторых, чтобы через века донести до нас знания об этих хитроустройствах голографической реальности (ака "лилы Бога"), им пришлось облечь их в форму священного писания, религиозного культа, божественного откровения, доверить их жрецам и посвященным, создать линии передач, придать этой информации статус исключительной, священной, божественной, сокровенной, и таким образом сохранить ее без изменений, или с наименьшим ущербом, для последующих поколений. Долгое время эти знания медленно просачивались в умы людей и только в 20 веке опальные квантовые физики стали изучать особенности прихотливой 'физической' реальности -- то есть столетия и даже тысячелетия после того, как эти явления были зафиксированы в устных байках и затем в письменных текстах.
***
Хью Эверетт утверждал, что "наблюдение квантовой материи создает раскол во вселенной. Вселенная создает свои копии с учетом всех вероятностей, и эти дубликаты существуют независимо друг от друга. Каждый раз, когда ученый измеряет фотон в одной вселенной и анализирует его в виде волны, тот же ученый в другой вселенной будет анализировать его в форме частицы. Каждая из этих вселенных предлагает уникальную и независимую реальность, которые сосуществуют с другими параллельными вселенными." (5)
Из теории множественности миров Эверетта следует, во-первых, что любое действие, имеющее более одного возможного результата, приводит к расколу Вселенной. Таким образом, существует бесконечное число параллельных вселенных и копий каждого человека. Эти копии получают индивидуальный опыт и потому имеют различные личности.
Во-вторых, бесконечное число альтернативных реальностей предполагает, что нет ничего уникального. Вполне вероятно, что человек и одна из его многочисленных версий в параллельной вселенной делают то же самое. Все уже происходило и произойдет вновь бесчисленное количество раз.
В третьих, из этой теории следует, что люди бессмертны. Гипотетически возможна ситуация, что в некоторых научно и технологически продвинутых альтернативных реальностях смерть была побеждена. Если вы умерли в одном мире, другая версия вас вечно живет в другом.
Таким образом, сюжет со множеством Кришн, каждый из которых пребывает с женой в отдельном дворце, прекрасно согласовывается с многомировой интерпретацией, согласно которой
"Существует практически бесконечное количество ваших версий, каждая из которых воспринимает мир как отдельная личность и не знает о существовании других версий. Следовательно, сам объем альтернативных жизненных путей чрезвычайно велик. С самого рождения вы — или то, что вам кажется вами — разветвлялись в разных мирах. Полный набор вас — это массивная корневая система, которая разрастается экспоненциально, и каждый корень представляет новую жизнь.
Поскольку многомировая интерпретация подразумевает постоянную изменчивость, зависимость от вероятностей, каждый новый экземпляр вас должен быть отличным, наблюдая мир, в котором произошел альтернативный исход событий вашей жизни. Следовательно, существуют миры, в которых вы до сих пор живете с бывшими, являетесь более или менее успешным, уже умерли или пережили смерть близких, которые живы в настоящем мире. Могут существовать даже злобные версии вас, где вы террристы или убийцы. Возможности практически безграничны, пока не нарушаются основы физики." (6)
***
Интересны так же несколько упоминаний множественности миров в Йоге Васиштхи:
***
"Из сказки про камень, которую я собираюсь рассказать тебе, О Рама, ты поймешь, что в камне есть тысячи миров. В этом физическом пространстве тоже есть бесконечное множество миров. В каждом элементе или объекте содержатся бесконечные миры и создания. Но все это существует только в неделимом бесконечном сознании, а не как реальные субстанции. Ничего не было создано с самого начала. Одно только сознание существует в сознании, как пространство, воздух, огонь, вода, земля, горы и т.д., нет никакого деления или двойственности между сознанием и созданным миром, и оба они всего лишь два бессмысленных слова. И единство, и деление – тоже бессмысленные слова. То, что создает эти понятия единства и деления, также создает понятия сознания и создания. Когда эти понятия отмирают, внутри сохраняется бесконечное умиротворение, даже в то время, когда ты вовлечен в разные действия. Все в нирване. Воспринимаемый мир похож на небо – пустота, которая кажется обладающей формой и цветом. Понимай всю вселенную, состоящую из тебя, меня, гор, богов и демонов и т.д., как бы ты понимал то, что случается во сне." (7)
*** "8. Существа, называемые животными, людьми и божествами, где-то пропадают, и продолжают существовать в другом месте.
9. Все три мира возникают в тонком теле, внутри сердца. В пустом пространстве Атма, наша Сущность, создает свои ощущения, и они появляются в пространстве как создания разума.
10. Множество существ умерли, продолжают умирать сейчас и умрут в будущем, и они рождаются снова и снова в разных местах мира.
11. Мир возникает как умственная модификация, как воздушный замок в фантазии, как магическое представление, как замечательная иллюзия.
12. Он также нереален, как землятресение от дуновения ветерка, как жемчужное ожерелье в чистом небе, как привидение для испуганного мальчика, как движение деревьев, когда смотришь на них из плывущей лодки,
13. Как привидившийся во сне город, как воспоминание о цветке в небесах. И бродивший в собственных внутренних мирах, умерев, снова видит
14. Уже другой мир, появляющийся внутри собственного пространства и начинает ощущать его, как нечто плотное и настоящее.
15. Он снова рождается и ощущает этот мир до момента смерти, и умерев, воображает следующий мир.
16. Так возникают миры внутри миров, подобные стволу бананового дерева, и так возникает эта самсара. [Ствол бананового дерева состоит из вложенных друг в друга одинаковых слоев оснований листьев — прим. ДС]
17. Смертные ощущают иллюзию мира, как существующую здесь и таким образом, хотя нет реальных миров, ощущений и материальных элементов земли, воды, огня, воздуха и пространства.
18. Это заблуждение, авидья, бесконечно и подобно огромной реке нереальности, с ее многочисленными притоками и изгибами и бесчисленными волнами творений.
19. О Рама, в этом космическом океане существования, существа постоянно возникают здесь и там — многочисленные и разнообразные.
20. Временами они одинаковы, с многочисленными сходными качествами разума, временами они только частично похожи, и временами они совершенно различны.
21. Этого мудрого и прекрасного Вьясу, сидящего здесь, я встречал уже тридцать два раза, видение и понимание объединились в нем.
22. Двенадцать из них имели меньшее понимание, и происходили из одного семейного клана, десять были совершенно похожими, и остальные были другими.
23. И потом будут другие Вьясы, Валмики, Бхригу, Ангирасы и Пуластьи, некоторые сходные с этими, некоторые различные.
24. А также многочисленные человеческие существа, суры, мудрецы и божества будут появляться и пропадать во множестве, в разные времена, друг за другом.
25. Это тридцать вторая трета-юга Брахмы, и были, есть и будут еще разные другие миры, а также, насколько я знаю, и ты, и я тоже.
26. Этот мудрый Вьяса, с его удивительными делами, появляется как аватар уже десятый раз.
27. И я, и другие мудрецы, включая Вьясу и Валмики, появлялись вместе и по отдельности множество раз.
28. Мы рождались в одних местах как равные или различные в понимании, поведении и по внешнему виду.
29. Этот Вьяса родится еще восемь раз и снова запишет полностью великое творение, называемое Махабхаратой,
30. И обретет окончательное освобождение, составив Веды, учредив мудрость Брахмана и принеся славу династии.
31. Вьяса действительно восхваляется как освобожденный мудрец, победивший разум, свободный от страданий, страха и желаний, пребывающий в умиротворенной нирване.
32. Живые существа могут быть похожи своим богатством, родословной, возрастом, деяниями, знанием и мудростью, а могут быть не совсем сходными
33. Иногда они становятся схожими через сотни рождений, иногда нет — игра майи не имеет конца.
34. Существа появляются вновь и вновь в виде разнообразных существ в цепи перерождений, подобно тому, как горсть зерна прорастает и созревает снова и снова.
35. В океане времени, разнообразные творения возникают снова и снова подобно бесчисленным волнам.
36. Мудрый же остается в полноте высочайшего нектара умиротворения, зная свою собственную Сущность, с успокоенным разумом и интеллектом и всеми их мыслями и сомнениями." (8)
*** "8. Существа, называемые животными, людьми и божествами, где-то пропадают, и продолжают существовать в другом месте.
9. Все три мира возникают в тонком теле, внутри сердца. В пустом пространстве Атма, наша Сущность, создает свои ощущения, и они появляются в пространстве как создания разума.
10. Множество существ умерли, продолжают умирать сейчас и умрут в будущем, и они рождаются снова и снова в разных местах мира.
11. Мир возникает как умственная модификация, как воздушный замок в фантазии, как магическое представление, как замечательная иллюзия.
12. Он также нереален, как землятресение от дуновения ветерка, как жемчужное ожерелье в чистом небе, как привидение для испуганного мальчика, как движение деревьев, когда смотришь на них из плывущей лодки,
13. Как привидившийся во сне город, как воспоминание о цветке в небесах. И бродивший в собственных внутренних мирах, умерев, снова видит
14. Уже другой мир, появляющийся внутри собственного пространства и начинает ощущать его, как нечто плотное и настоящее.
15. Он снова рождается и ощущает этот мир до момента смерти, и умерев, воображает следующий мир.
16. Так возникают миры внутри миров, подобные стволу бананового дерева, и так возникает эта самсара. [Ствол бананового дерева состоит из вложенных друг в друга одинаковых слоев оснований листьев — прим. ДС]
17. Смертные ощущают иллюзию мира, как существующую здесь и таким образом, хотя нет реальных миров, ощущений и материальных элементов земли, воды, огня, воздуха и пространства.
18. Это заблуждение, авидья, бесконечно и подобно огромной реке нереальности, с ее многочисленными притоками и изгибами и бесчисленными волнами творений.
19. О Рама, в этом космическом океане существования, существа постоянно возникают здесь и там — многочисленные и разнообразные.
20. Временами они одинаковы, с многочисленными сходными качествами разума, временами они только частично похожи, и временами они совершенно различны.
21. Этого мудрого и прекрасного Вьясу, сидящего здесь, я встречал уже тридцать два раза, видение и понимание объединились в нем.
22. Двенадцать из них имели меньшее понимание, и происходили из одного семейного клана, десять были совершенно похожими, и остальные были другими.
23. И потом будут другие Вьясы, Валмики, Бхригу, Ангирасы и Пуластьи, некоторые сходные с этими, некоторые различные.
24. А также многочисленные человеческие существа, суры, мудрецы и божества будут появляться и пропадать во множестве, в разные времена, друг за другом.
25. Это тридцать вторая трета-юга Брахмы, и были, есть и будут еще разные другие миры, а также, насколько я знаю, и ты, и я тоже.
26. Этот мудрый Вьяса, с его удивительными делами, появляется как аватар уже десятый раз.
27. И я, и другие мудрецы, включая Вьясу и Валмики, появлялись вместе и по отдельности множество раз.
28. Мы рождались в одних местах как равные или различные в понимании, поведении и по внешнему виду.
29. Этот Вьяса родится еще восемь раз и снова запишет полностью великое творение, называемое Махабхаратой,
30. И обретет окончательное освобождение, составив Веды, учредив мудрость Брахмана и принеся славу династии.
31. Вьяса действительно восхваляется как освобожденный мудрец, победивший разум, свободный от страданий, страха и желаний, пребывающий в умиротворенной нирване.
32. Живые существа могут быть похожи своим богатством, родословной, возрастом, деяниями, знанием и мудростью, а могут быть не совсем сходными
33. Иногда они становятся схожими через сотни рождений, иногда нет — игра майи не имеет конца.
34. Существа появляются вновь и вновь в виде разнообразных существ в цепи перерождений, подобно тому, как горсть зерна прорастает и созревает снова и снова.
35. В океане времени, разнообразные творения возникают снова и снова подобно бесчисленным волнам.
36. Мудрый же остается в полноте высочайшего нектара умиротворения, зная свою собственную Сущность, с успокоенным разумом и интеллектом и всеми их мыслями и сомнениями." (8)
***
Бхушунда: "Конечно я помню мудрецов как ты, богинь, демонов, королей недавнего и давнего прошлого. О мудрец, уже в восьмой раз ты рождаешься как мудрец Васишта, и в восьмой раз мы с тобой встречаемся. Однажды ты был рожден воздухом, однажды - ветром, водой, горой и огнем. Все, случившееся в этом цикле, точно также случилось в трех предыдущих циклах.
Я помню события десяти таких циклов. В каждом цикле были мудрецы, провозглашавшие истину и открывающими Веды. Снова и снова создавались священные писания. Чтобы уничтожить демонов, бог Вишну родился снова, как и Рама - и он был рожден одиннадцатый раз. И бог Вишну родится как Кришна шестнадцатый раз." (9)
***
(1) Нарада в гостях у Кришны
https://bharati.ru/shrimad-bhagavatam-kniga-10-3-glava-69-narada-v-gostyah-u-krishny/
(2) ШБ 10.69.41
http://gitabase.com/rus/SB/10/69/41
(3) Квантовая суперпозиция
https://ru.wikipedia.org/wiki/Квантовая_суперпозиция
(4) Мультивселенная
https://ru.wikipedia.org/wiki/Мультивселенная
(5) Параллельные вселенные и теория множественности миров
https://infuture.ru/article/11578
(6) 9 самых странных следствий многомировой интерпретации
https://hi-news.ru/science/9-samyx-strannyx-sledstvij-mnogomirovoj-interpretacii.html
(7) Йога Васиштха. Мир в Камне. Глава 6 (подглава 18)
http://scriptures.ru/yoga/yoga_vasishtha_63.htm
(8) Сарга 3. О сотворении мира - Высочайшая Йога Васиштхи. Книга вторая. О пути искателя
https://www.e-reading.club/chapter.php/149108/4/Valmiki_-_Vysochaiishaya_Iioga_Vasishthi._Kniga_vtoraya._O_puti_iskatelya.html
(9) Йога Васиштха. Глава 6 (подглавы 1-8)
http://scriptures.ru/yoga/yoga_vasishtha_6.htm
No comments:
Post a Comment